Журнал «Здоровье ребенка» 6(21) 2009
Вернуться к номеру
Спасут ли кофе-брейки Украину от ВИЧ/СПИДа?
Рубрики: Педиатрия/Неонатология
Версия для печати
Как известно, Украина — лидер в Европе по количеству больных и скорости распространения ВИЧ/СПИДа.
А контингент больных (преобладание женщин фертильного возраста) делает наше будущее в отношении перспектив туманным. Возникает вопрос: почему страна, медицина которой имеет большой опыт ликвидации эпидемий, даже самых страшных, холеры например, не только топчется на одном месте, а даже стала лидером в Европе? В то время как в соседних европейских странах эта проблема перестала быть столь актуальной. По моему мнению, одной из причин является ситуация, когда наша медицина идет своим курсом, а эпидемия ВИЧ — своим. Собственно, с ВИЧ борется государство (средства, законы и т.д.) и кучка врачей, ставших «спидологами». Вся остальная медицина находится в стороне в силу разных причин. Это прежде всего обособленность «спидологов» и больных этой категории от остальной медицины. Не вызывает сомнения, что ВИЧ/СПИД — инфекционная болезнь, но к инфекционистам они никакого отношения не имеют. Отдельно проводятся конференции, заседания, учеба. Врачи других специальностей, как правило, не приглашаются, а проявление с их стороны самостоятельного интереса не всегда приветствуется. Такая закрытость и обособленность, объясняемая какими-то высшими интересами, является основой для отсутствия эффекта борьбы с инфекцией. Самой популярной формой общения среди «спидологов» являются так называемые тренинги, на которые из года в год приглашаются одни и те же наши «спидологи». На них, как правило, приезжают из-за рубежа иностранные «вроде» специалисты. При беседах их представляют корифеями, обзывают профессорами и т.д. На самом деле это обычно медсестры, или помощники врача, или менеджер от медицины, изредка врач. Но это, в конце концов, не главное. Главное то, что они нам проповедуют. Меня интересует, кто-нибудь хоть раз из «неприкормленных» специалистов вникал в суть этих учений? А учеба в основном заключается в том, что нас «накачивают» инструкциями (в меньшей степени знаниями), нарушить которые никто не имеет права, и кофе-брейком. Любой практикующий врач без «спидолога», если даже заподозрил диагноз, не может назначить обследование и вести разговоры на эту тему. Зарубежные оракулы в подавляющем большинстве не учат, как ликвидировать СПИД (в других странах ведь это сделали), а учат, как сделать жизнь больных поинтересней, попривлекательней, как их не обидеть. Это тоже надо. Но создается впечатление, что при этом такую огромную и прекрасную страну превращают в территорию больных ВИЧ/СПИДом.
Разве нам это надо? Например, каждый год на протяжении десятилетий в Украине погибает только от менингококковой инфекции от 50 до 100 детей. Но никакой международной помощи нет. А вот заинтересованность в распространении лекарственных препаратов и применении новых (всегда ли?) схем лечения ВИЧ/СПИДа огромная. Еще бы, такой рынок. А что же с эпидемией? Где результаты? А как же страна? В чем, собственно, дело? Кто делает из нас неполноценных? Это все окутано мраком. Условия такой секретности напоминают правила закрытого элитного клуба. Но закрытость не бывает односторонней. В результате сегодня в условиях эпидемии врачи-интернисты не знают эту болезнь, более того, чураются ее. В годы молодости нашим девизом были слова В. Высоцкого «верность друга и вбитый крюк и чтобы страховка не подвела!». Сегодня, с учетом эпидемии, этот девиз звучит как «имей мозги, презерватив и лучше будь один, чем с кем попало».
Кого-то это письмо может обидеть. Оно и написано, чтобы обидеть. И право на это дает прошедшее десятилетие, которое показало, что такой стиль и методы борьбы с ВИЧ/СПИДом порочны, ведут в никуда, так как эпидемия растет.
Поскольку в своей работе, сам того не ведая, педиатр может столкнуться с больным ВИЧ/СПИДом, высылаем фото с изображением некоторых клинических проявлений ВИЧ/СПИДа у детей.
Проф. И. Богадельников