Газета «Новости медицины и фармации» Гастроэнтерология (313) 2010 (тематический номер)
Вернуться к номеру
Пробиотики как способ повышения эффективности эрадикации Helicobacter pylori у детей
Авторы: Е.А. Корниенко, С.Н. Дроздова, Н.Б. Серебрянная. Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия, Россия
Версия для печати
Инфекция Helicobacter pylori (HP) является ведущей причиной хронических заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки у детей. Эрадикация НР открывает единственно возможный путь к выздоровлению, но полное уничтожение микроба становится все более трудной задачей для врача. За последние годы эффективность рекомендуемых Маастрихтским соглашением 2000 г. базовых схем лечения снизилась, это подтверждается как зарубежными данными [1, 2], так и нашими собственными наблюдениями. В чем причина недостаточной эффективности антихеликобактерной терапии?
Основной причиной, по мнению большинства исследователей, является растущая резистентность НР к антибиотикам: если в конце 90-х годов ХХ в. в России она составляла 30 % к метронидазолу и 4 % к кларитромицину, то сегодня примерно половина детей заражены штаммами НР, резистентными к метронидазолу и почти треть — к кларитромицину [3]. Результаты лечения у детей выглядят более удручающе, чем у взрослых, возможно, это объясняется более слабым иммунным ответом в детском возрасте. Действительно, исследования, проведенные нами ранее [4], показали, что в дошкольном возрасте уровень анти-НР IgG существенно ниже, чем в более старших возрастных группах, при этом эрадикация НР достигается примерно в 2 раза реже. Не исключено подавляющее влияние на иммунитет и самого микроба, в частности, нарушение фагоцитарных функций хозяина. Исследование иммунного статуса детей с НР-ассоциированными гастродуоденальными заболеваниями, проведенное нами [5], показало, что у 68,6 % наблюдаются те или иные признаки иммунологической неполноценности: у 34,7 % имело место снижение уровня IgA, у 8,2 % — IgM, у 18,4 % — Т-лимфоцитов, у 20,4 % — фагоцитарные дисфункции. Нами было отмечено, что разные формы НР-ассоциированных гастродуоденальных заболеваний у детей имеют свои иммунологические особенности. Самый высокий процент иммунологических дисфункций наблюдается при нодулярных гастритах, характеризующихся гиперплазией лимфоидных фолликулов в антральном отделе желудка: у 90 % этих пациентов выявлено снижение уровня IgA. В сравнении с другими формами гастритов эффективность эрадикационной терапии в этой группе была самой низкой [5].
Повышение результативности лечения инфекции НР может быть достигнуто путем либо поиска новых эффективных антибиотиков, либо воздействия на иммунный ответ пациента. Первый путь чреват неуклонным ростом антибиотикорезистентности, второй представляется наиболее логичным и перспективным. Выбор способа иммуномодуляции в детском возрасте должен базироваться прежде всего на принципах безопасности. В исследованиях последних лет доказано иммуномодулирующее действие некоторых пробиотиков, в частности L.reuteri, L.rhamnosus GG. Нормофлора способна воздействовать на дифференцировку Т-хелперов и таким образом влиять на соотношение про- и противовоспалительных цитокинов. S. Roos, C. Johnson (2003) показали, что некоторые штаммы лактобактерий обладают кислотоустойчивостью и антагонизмом к НР in vivo и in vitro.
Целью нашей работы была оценка влияния пробиотика Бифиформ® на иммунологические показатели детей с НР-ассоциированными гастродуоденальными заболеваниями и результаты эрадикационной терапии.
Материал и методы
Под нашим наблюдением находилось 24 пациента в возрасте от 11 до 16 лет с хроническими заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки, ассоциированными с НР. Пациенты, ранее получавшие эрадикационную терапию или пробиотики, в исследование не включались.
Всем детям проводилось эндоскопическое исследование с биопсией из антрального отдела и тела желудка и морфологическое исследование биоптатов. Диагностика инфекции НР у всех больных была проведена 3 методами: быстрый уреазный тест, гистологическое исследование биоптатов (окраска азур-эозином) и дыхательный хелик-тест. Исследование иммунного статуса включало определение в биоптатах слизистой оболочки желудка sIgA, в сыворотке крови — IgG, -M, -A, -E, а также фагоцитарной активности по тесту с нитросиним тетразолием. Исследован также уровень провоспалительных цитокинов в сыворотке крови: IL-1 и фактора некроза опухоли (ФНО).
У 12 больных эндоскопически диагностирована язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки (ЯБДК), у 12 — хронический гастродуоденит. Всем пациентам была назначена одинаковая эрадикационная схема, включавшая эзомепразол 20 мг, амоксициллин 1000 мг, метронидазол 500 мг, висмута субцитрат основной 240 мг. Все препараты в указанных дозах принимались два раза в день, курс лечения составил 7 дней. 12 пациентов (основная группа) с первого дня приема схемы получали также Бифиформ® по 2 капс. 2 раза в день в течение 3 недель. 12 других больных (группа сравнения) получали только стандартную схему без Бифиформа®.
Вышеописанное исследование проведено всем пациентам трижды: до начала лечения, сразу после окончания эрадикационной схемы (через неделю) и через 3 недели.
Результаты и их обсуждение
Исходный уровень сывороточных иммуноглобулинов не имел значимых отличий в основной группе и группе сравнения и составил соответственно для IgG 11,03 ± 0,59 г/л и 12,3 ± 0,6 г/л, для IgM — 1,52 ± 0,12 г/л и 1,25 ± 0,20 г/л, для IgA — 1,78 ± 0,17 г/л и 1,76 ± 0,20 г/л (p > 0,05). Уровень IgE был повышен только у больных ЯБДК, средний его уровень в основной группе составил 52,31 ± 25,00 г/л. После проведения эрадикационной схемы уровень иммуноглобулинов всех классов остался прежним, но через 3 недели приема Бифиформа® у детей основной группы наблюдалась небольшая тенденция к повышению уровня IgA — 2,0 ± 0,2 г/л и значительное снижение IgE — 10,6 г/л (р < 0,05). По нашему мнению, IgE может принимать определенное участие в опосредованном тучными клетками воспалении, усиливая отек, микроциркуляторные расстройства и тем самым способствуя ульцерогенезу. Снижение его уровня после лечения Бифиформом® сочеталось со стабильным исчезновением клинических признаков обострения и эндоскопически подтвержденным рубцеванием язв у всех пациентов основной группы и отражало, вероятно, снижение активности воспаления и выход в ремиссию.
Изменения уровня sIgA в биоптатах слизистой оболочки после курса Бифиформа® были более значимы, чем IgA в сыворотке. У всех пациентов, в том числе у 5 больных с нодулярным гастритом, у которых исходный уровень sIgA был достоверно ниже, чем при других формах гастродуоденальной патологии (199 ± 23 нг/мл против 310 ± 29 нг/мл, р < 0,05), отмечалось повышение его выработки — в среднем с 214,2 ± 31,0 нг/мл до 485 ± 52 нг/мл, р < 0,05.
Фагоцитарная активность, как спонтанная, так и стимулированная зимозаном, повышалась на фоне приема Бифиформа®, причем если за первую неделю достоверно возрастала спонтанная, то за последующие 2 недели достоверно увеличилась стимулированная (р < 0,05).
Уровень провоспалительных цитокинов (IL-1 и ФНО) сразу после окончания эрадикационной схемы повысился у всех больных, но последующий прием Бифиформа® способствовал достоверному его снижению, причем ФНО не обнаружен при последнем исследовании ни у одного пациента.
Эрадикация НР была достигнута у 82 % пациентов в основной группе и у 72 % в группе сравнения.
Таким образом, полученные нами данные подтверждают, что пробиотик Бифиформ® обладает иммуномодулирующим действием, которое заключается в усилении фагоцитарной активности и выработки sIgA, основного иммунного компонента слизистого барьера пищеварительного тракта. Препарат способен корректировать секрецию иммуноглобулинов даже у больных с заведомо дефектным иммунологическим фоном — в частности, при нодулярных гастритах. Подавление выработки провоспалительных цитокинов (IL-1 и ФНО), которые поддерживают альтерацию слизистой оболочки и могут играть ключевую роль в формировании наиболее тяжелых эрозивно-язвенных поражений гастродуоденальной зоны, а также снижение уровня IgE, наблюдаемое на фоне приема Бифиформа® у больных ЯБДК, свидетельствуют о способности пробиотика влиять на дифференцировку Т-хелперов, уменьшая тем самым активность воспаления. Общим результатом дополнения схемы лечения НР Бифиформом® является повышение процента эрадикации. То есть задача повышения эффективности антихеликобактерной терапии может иметь простое и безопасное решение — применение пробиотиков с доказанным действием.
Выводы
1. Прием пробиотика Бифиформ® повышает фагоцитарную активность и выработку секреторного IgA.
2. Прием Бифиформа® снижает выработку провоспалительных цитокинов и IgE.
3. Назначение Бифиформа® на фоне эрадикационной схемы повышает ее эффективность.
1. Исаков В.А., Домарадский И.В. Хеликобактериоз. — М.: Медпрактика-М, 2003. — 412 с.
2. Gisbert J.P., Gonzales L., Calvet X. et al. Proton pump inhibitor, clarithromycin and either amoxicillin or nitroimidazole: a meta-analysis of eradication of Helicobacter pylori // Aliment. Pharmacol. Ther. — 2000. — Vol. 14. — 1319-1328.
3. Корсунский А.А., Щербаков П.Л., Исаков В.А. Хеликобактериоз и болезни органов пищеварения у детей. — М.: Медпрактика-М, 2002. — 168 с.
4. Корниенко Е.А. Клиника, диагностика и лечение гастродуоденальной патологии, ассоциированной с инфекцией Helicobacter pylori, у детей: Автореф. дис... д-ра мед. наук. — СПб., 1999. — 28 с.
5. Корниенко Е.А., Антонов П.В., Нажиганов О.Н., Гончарова Л.Б., Цинзерлинг В.Ф. О причинах вариабельности Helicobacter pylori-ассоциированных гастродуоденальных заболеваний у детей // Рус. мед. журн. — 2003. — Т. 11. — С. 782-786.