Газета «Новости медицины и фармации» Дерматология (319) 2010 (тематический номер)
Вернуться к номеру
Критерии дифференциальной диагностики дерматозов, интегральные гематологические индексы, показатели интоксикации и адаптации
Авторы: Э.Н. Солошенко, Е.В. Высоцкая, А.И. Тихонова. Институт дерматологии и венерологии АМН Украины, г. Харьков. Харьковский национальный университет радиоэлектроники
Версия для печати
Актуальность темы
Исследование периферической крови продолжает оставаться надежным критерием состояния здоровья человека. При массовых обследованиях населения, при амбулаторном и стационарном лечении больных, как правило, исследуют в динамике клинический анализ крови, который является отражением многофакторных внешних и внутренних влияний на организм обследуемых.
В последние годы для решения задач количественной оценки состояния здоровья, тяжести заболевания, сравнения эффективности методов терапии чаще используются условные интегральные (обобщенные) показатели, которые могут изменяться уже на самых ранних стадиях заболевания [1–3]. Применение интегральных показателей позволяет, не прибегая к специальным методам исследования, оценивать в динамике состояние адаптации и различных звеньев иммунной системы.
Цель работы — оценить при распространенных дерматозах состояние адаптации и иммунологической реактивности с помощью интегральных гематологических показателей.
Материалы и методы исследования
Под наблюдением находилось 63 больных: экземой — 20, лекарственной болезнью — 19 и псориазом — 24. Интегральные гематологические показатели, как и индекс эндогенной интоксикации, а также тип адаптационной реакции организма рассчитывали на основании исследования общего клинического анализа крови. За норму принимали результаты, полученные у практически здоровых людей на основании клинического анализа крови. Данные обрабатывали методом вариационной статистики с применением t-критерия Стьюдента с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0. Статистически достоверными считались различия при p < 0,05.
Определяли:
Результаты расчета интегральных гематологических индексов больных распространенными дерматозами представлены в табл. 1. Как свидетельствуют данные табл. 1, ИЛСОЭ, по изменению которого можно судить о наличии у больного интоксикации, возможно связанной с аутоиммунным процессом, при каждом из рассматриваемых дерматозов достоверно повышен по сравнению с нормой. При этом самый высокий ИЛСОЭ регистрировали у больных лекарственной болезнью, несколько ниже — у больных псориазом и самый низкий — у больных экземой (p < 0,05). У больных псориазом и лекарственной болезнью статистически значимых различий этого индекса не выявлено (p > 0,05). ИСЛЭ, ориентировочно отражающий соотношение процессов гиперчувствительности немедленного и замедленного типа, у больных экземой по сравнению с практически здоровыми людьми был достоверно снижен (p < 0,05). В то же время достоверных отличий этого индекса у здоровых по сравнению с соответствующим индексом у больных лекарственной болезнью и псориазом не установлено (p > 0,05). Сравнение ИСЛЭ у всех обследуемых показало, что этот индекс у больных экземой по сравнению с соответствующим индексом больных псориазом и лекарственной болезнью достоверно понижен (p < 0,05) (табл. 1).
При сравнении ИСНМ, по изменению которого можно судить о соотношении компонентов микрофагально-макрофагальной системы, у лиц контрольной группы и у обследуемых больных дерматозами оказалось, что достоверных отличий нет (p > 0,05). В то же время этот индекс у больных псориазом по сравнению с индексом у больных экземой и лекарственной болезнью регистрировался достоверно повышенным (p < 0,05) (табл. 1). ИСЛМ, отражающий взаимоотношение аффекторного и эффекторного звеньев иммунологического процесса, у больных лекарственной болезнью по сравнению с этим индексом у практически здоровых людей достоверно повышен (p < 0,05), а у больных экземой и псориазом статистически значимых различий не выявлено (p > 0,05). В то же время рассматриваемый индекс у больных лекарственной болезнью по сравнению с больными экземой и больными псориазом достоверно повышен (p < 0,05) (табл. 1). Что касается ЛИ, отражающего взаимоотношение гуморального и клеточного звеньев иммунной системы, и ИСНЛ, отражающего соотношение клеток неспецифической и специфической защиты, то при рассматриваемых состояниях достоверных различий не выявлено (табл. 1).
С целью определения эндогенной интоксикации в организме больных распространенными дерматозами использовали математический расчет следующих индексов: лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ), лимфоцитарно-гранулоцитарный индекс (ИЛГ), индекс соотношения лейкоцитов и СОЭ (ИЛСОЭ), общий индекс (ОИ), а также определяли содержание молекул средней массы (МСМ) [3].
Результаты определения показателей, характеризующих состояние эндогенной интоксикации у больных распространенными дерматозами, представлены в табл. 2.
При анализе показателей, характеризующих состояние эндогенной интоксикации у больных, ЛИИ, свидетельствующий об уровне эндогенной интоксикации и активизации процессов тканевого распада, при псориазе и экземе достоверно понижен по сравнению с соответствующим индексом у практически здоровых людей (p > 0,05). При сравнении этого индекса у страдающих лекарственной болезнью и у доноров, так же как и при сравнении этого индекса у больных рассматриваемыми дерматозами, статистически значимых различий не выявлено (p > 0,05) (табл. 2).
ИЛГ, дифференцирующий аутоинтоксикацию и инфекционную интоксикацию при псориазе и лекарственной болезни, достоверно повышен по сравнению с этим индексом у здоровых людей (p > 0,05). При сравнении этого индекса при экземе и у доноров, также как и при сравнении этого индекса у больных рассматриваемыми дерматозами, достоверных отличий не выявлено (p > 0,05) (табл. 2).
ОИ, позволяющий различить характер интоксикационного процесса на ранних стадиях заболевания при псориазе, экземе и лекарственной болезни, достоверно повышен по сравнению с этим индексом у практически здоровых людей (p > 0,05). При сравнении этого индекса у больных рассматриваемыми дерматозами статистически значимых различий не выявлено (p > 0,05) (табл. 2).
Достоверных отличий содержания МСМ при всех рассматриваемых дерматозах не выявлено (табл. 2). Тип реакции адаптации определяли по процентному содержанию лимфоцитов и сегментоядерных нейтрофилов и их соотношению в лейкоцитарной формуле, в то время как остальные форменные элементы крови являлись лишь дополнительными признаками реакции. При исследовании адаптационных реакций выявлено, что если 60 % практически здоровых людей находятся в реакции активации, а 40 % — в реакции тренировки, то среди больных псориазом лишь 40 % пребывают в реакции активации, 15 % — в реакции переактивации, 25 % — в реакции тренировки, 20 % — в реакции стресса. Анализ адаптационных реакций у больных экземой показал, что 74 % находятся в реакции активации, 13 % — в реакции тренировки и 13 % — в реакции стресса. Что касается больных лекарственной болезнью, то в результате исследований установлено, что 50 % из них находятся в реакции активации, 16 % — в реакции тренировки и 34 % — в реакции стресса.
Выводы
Интегральные гематологические показатели: ИЛСОЭ, ИСЛЭ, ИСНМ и ИСЛМ, а также ЛИИ, ИЛСОЭ, ИЛГ, ОИ, отражающие уровень эндогенной интоксикации в организме, наряду с исследованием адаптационных реакций можно использовать для адекватной оценки состояния адаптации и эндогенной интоксикации больного, в том числе для дифференциальной диагностики распространенных дерматозов.
1. Мустафина Ж.Г., Крамаренко Ю.С., Кобцева В.Ю. Интегральные гематологические показатели в оценке иммунологической реактивности организма у больных с офтальмопатологией // Клиническая лабораторная диагностика. — 1999. — № 5. — С. 47-48.
2. Тихончук В.С., Ушаков И.Б., Карпов В.Н., Зуев В.Г. Возможности использования новых интегральных показателей периферической крови человека // Военно-медицинский журнал. — 1992. — № 3. — С. 27-31.
3. Жилина Н.М. Прогностический индекс эндогенной интоксикации // Вестник новых медицинских технологий. — 1998. — Т. 5, № 3, 4. — С. 81-83.