Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Медицина неотложных состояний» 6(13) 2007

Вернуться к номеру

Клиническое применение цереброкурина у детей с черепно-мозговой травмой (краткое сообщение)

Авторы: Н.И. Борзило, И.Б. Савицкая, В.В. Никонов, Харьковская городская клиническая больница скорой и неотложной медицинской помощи имени проф. А.И. Мещанинова, Харьковская медицинская академия последипломного образования

Рубрики: Медицина неотложных состояний, Неврология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати

Наблюдающийся в последнее десятилетие рост травматизма сопровождается увеличением числа черепно-мозговых травм, особенно у детей.

Несмотря на улучшение диагностики и нейрохирургического лечения, остается высокий процент осложнений этого страдания, приводящих к инвалидизации детей. Поэтому поиск новых лекарственных средств и методов лечения тяжелой ЧМТ у детей является актуальным, и на первое место выходит метаболическая терапия [1, 3].

В последние годы применение препаратов, влияющих на метаболизм и процессы пластичности нервной ткани, считается наиболее перспективным направлением в лечении как ишемических, так и посттравматических повреждений центральной нервной системы. Поэтому неслучайно внимание неврологов и нейрохирургов привлекают препараты ноотропного ряда [1, 2].

По химической структуре ноотропы представляют собой гетерогенную группу лекарств, а именно:

— производные пирамидона (пирацетам);

— производные гамма-аминомасляной кислоты (фенибут, пантогам);

— нейропептиды и их аналоги (семакс, цереброкурин);

— производные пиридоксина (энцефабол);

— цереброваскулярные препараты (винпоцетин);

— многокомпонентные лекарственные средства.

Одним из наиболее известных ноотропов считается препарат, относящийся к группе нейропептидов, — цереброкурин. Он обладает рядом уникальных свойств, позволяющих использовать его при большом спектре неврологической патологии.

Эффективность цереброкурина при широком спектре неврологической патологии объясняется, по крайней мере, двумя обстоятельствами: поливалентным свойством самого препарата, включающего набор аминокислот и функционально значимых пептидов, и вероятностью влияния этих компонентов на звенья, ведущие к запуску нейроапоптоза, возможностью препятствовать развитию негативных биохимических реакций на разных стадиях патологического процесса.

Важным эффектом цереброкурина является также ограничение цитотоксического отека мозга и предупреждение образования свободных радикалов при ишемических повреждениях мозга.

В литературе за последние годы появилось достаточно много интересных работ, посвященных применению цереброкурина при ДЦП, лечению последствий острых нарушений мозгового кровообращения, а также в офтальмологической практике [1].

С учетом общности нарушений, происходящих при ишемическом и травматическом повреждении мозга, в основе которых лежат гипоксические процессы, нами впервые применен цереброкурин при ЧМТ у детей и подростков.

В настоящий момент под наблюдением находится 10 детей с тяжелой и среднетяжелой черепно-мозговой травмой. Полученные первые положительные результаты позволили нам опубликовать краткие предварительные данные об эффективности цереброкурина у трех детей с тяжелой черепно-мозговой травмой. Эти данные приведены в табл. 1.

В двух случаях (дети 11 и 13 лет) терапия цереброкурином начата сразу после поступления в стационар и установления диагноза. В одном случае (ребенок 1,5 года) терапия препаратом начата на 7-е сутки, после того как другие препараты, применяемые для лечения, эффекта не оказали.

Полученные положительные эффекты у детей с тяжелой ЧМТ объясняются тем, что цереброкурин оказывает органоспецифическое мультимодальное действие на головной мозг, обеспечивая:

— метаболическую регуляцию — повышает эффективность аэробного энергетического метаболизма головного мозга;

— нейропротекцию — защищает нейроны от повреждающего действия лактат-ацидоза, препятствует образованию свободных радикалов, повышает выживаемость и предотвращает гибель нейронов в условиях гипоксии и ишемии, снижает нейротоксическое действие глутамата и других возбуждающих аминокислот;

— функциональную нейромодуляцию — оказывает положительное влияние при нарушении когнитивных функций на процессы запоминания и воспроизведения информации, активизирует процесс умственной деятельности, улучшает настроение, оказывает моделирующее влияние на поведение;

— нейротрофическую активность.

Все перечисленные эффекты цереброкурина реализуются благодаря его уникальному составу: содержит низкомолекулярные нейропептиды с молекулярным весом, не превышающим 10 000 дальтон (15 %), проникающие через ГЭБ, свободные аминокислоты (85 %).

Таким образом, применение цереброкурина у детей при тяжелой ЧМТ показало его достаточную эффективность. На наш взгляд, целесообразно более широкое изучение действия препарата не только у детей с ЧМТ в остром периоде, но и для лечения (с учетом данных литературы) отдаленных последствий этой травмы. Вероятно, положительный эффект от применения цереброкурина можно ожидать у пациентов с ЧМТ в других возрастных группах.


Список литературы

1. Ена Л.М., Кузнецова С.М. и др. Материалы экспериментальных и клинических исследований препарата «Цереброкурин». — Киев, 1997. — 115 с.

2. Евтушенко С.К., Дубовцева О.О. Способ лечения нарушений речи у пациентов с органическими поражениями головного мозга. Пат. № 199010498 от 24.05.2001. — Киев.

3. Нейропептиды и ростовые факторы роста: Сб. науч. работ. — Москва, 2002. — 208 с.

4. Сергиенко А.Н. Применение препарата цереброкурина при лечении дегенеративно-дистрофических заболеваний сетчатки // Новости медицины и фармации. — 2001. — № 12. — С. 8.


Вернуться к номеру