Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Украинский журнал хирургии 4(23) 2013

Вернуться к номеру

Сравнительная оценка результатов ринопластик с использованием аутохрящевых трансплантатов из каудального отдела четырехугольного хряща и цефалических отделов латеральных ножек больших крыльных хрящей

Авторы: Жуков М.И., Бреславец А.В. - Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, г. Донецк, Украина

Рубрики: Хирургия, Оториноларингология

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати


Резюме

Проведен ретроспективный анализ открытых эстетических ринопластик с использованием свободных аутохрящевых и васкуляризированных несвободных аутохрящевых трансплантатов цефалических отделов латеральных ножек больших крыльных хрящей и каудального отдела четырехугольного хряща за период с 2007 по 2012 г. Опыт более 90 открытых ринопластик с использованием предложенных васкуляризированных аутохрящевых трансплантатов позволяет надежно устранять неровности и контурные дефекты кончика, спинки и крыльев носа и, самое главное, исключить процессы резорбции в трансплантате в отдаленном послеоперационном периоде.

Проведено ретроспективний аналіз відкритих естетичних ринопластик із використанням вільних аутохрящових і васкуляризованих невільних аутохрящових трансплантатів цефалічних відділів латеральних ніжок великих крильних хрящів і каудального відділу чотирикутного хряща за період із 2007 по 2012 рік. Досвід більше 90 відкритих ринопластик із використанням запропонованих васкуляризованих аутохрящових трансплантатів дозволяє надійно усувати нерівності та контурні дефекти кінчика, спинки та крил носа і, найголовніше, виключити процеси резорбції в трансплантаті у віддаленому післяопераційному періоді.

A retrospective analysis of open aesthetic rhinoplasty using free autocartilage and flap-coverage autocartilage grafts of cephalic lateral crus of greater alar cartilage and caudal quadrangular cartilage from 2007 to 2012 has been carried out. Experience of more than 90 open rhinoplasty using the suggested vascularized autocartilage grafts can reliably eliminate irregularities and contour defects of the tip, dorsum and wings of the nose, and, most importantly, to prevent resorption processes in the graft in the late postoperative period.


Ключевые слова

ринопластика, аутотрансплантаты.

ринопластика, аутотрансплантати.

rhinoplasty, autografts.

Введение

Ринопластика (РП) на сегодняшний день является достаточно распространенной и одной из самых сложных операций в пластической хирургии [1, 2]. Сложность заключается в принципах сохранения долговременного эстетического результата и нормальной функции носового дыхания [3, 4]. Зачастую это невозможно без применения трансплантатов. В последнее время наиболее часто используются аутохрящевые графты [5–8]. Основными их источниками являются: перегородочный хрящ, ушная раковина, реберный хрящ и цефалические фрагменты больших крыльных хрящей. Одним из специфических осложнений применения хрящевых аутографтов является резорбция, которая значительно ухудшает либо сводит на нет результаты операции [9]. Резорбция возникает в результате гибели основных клеток хряща — хондроцитов, которые поддерживают структуру эластического, гиалинового хрящевого матрикса. Перспективным с точки зрения профилактики резорбции аутографтов является использование васкуляризированных несвободных аутохрящевых трансплантатов (ВНАХТ) [10, 11]. К преимуществам данных видов трансплантатов можно отнести оптимизацию процессов заживления, хороший эстетический и функциональный результат ринопластики в ближайшем и отдаленном послеоперационном периодах.

Нами предложены варианты применения ВНАХТ из каудального отдела четырехугольного хряща (КО ЧХ) и цефалических отделов латеральных ножек большого крыльного хряща (ЦО БКХ). Основой их васкуляризации является поверхностная мышечно­апоневротическая система носа (SMAS) с сосудистой сетью, которая органически связана с надхрящницей указанных хрящей [12].

Цель исследования: обобщение и сравнительная оценка ближайших и отдаленных результатов открытой ринопластики с использованием свободных ауто­хрящевых трансплантатов (САХТ) и ВНАХТ ЦО БКХ и КО ЧХ.

Материал и методы

На кафедре комбустиологии и пластической хирургии ГУ «ИНВХ им. В.К. Гусака» НАМН Украины и в региональном центре пластической, реконструктивной и эстетической хирургии «Медикор плюс» г. Донецка за период с 2007 по 2012 г. выполнено 90 открытых ринопластик у женщин в возрасте от 20 до 35 лет по поводу эстетической неудовлетворенности и различных деформаций наружного носа с применением аутохрящевых трансплантатов. Пациентки распределены на две группы. В первой (49 пациенток) группе использовали САХТ из ЦО БКХ и САХТ из КО ЧХ. У 41 пациентки второй группы использовали ВНАХТ, из них 21 пациентку прооперировали с использованием ВНАХТ ЦО БКХ и 20 пациенток — с ВНАХТ КО ЧХ. Трансплантаты применяли для коррекции следующих эстетических дефектов и деформаций носа:

— выраженное надкончиковое западение;

— низкая проекция кончика носа;

— низкая проекция колумеллы;

— вогнутость (пролабирование) латеральной ножки БКХ.

При анализе характеристик изучаемого контингента выяснено, что две группы пациенток можно считать статистически однородными и сопоставимыми, поскольку они не отличаются по полу, возрасту и виду деформаций носа (р > 0,05). По времени результаты РП разделены на ближайшие (с момента выписки до 6 месяцев) и отдаленные (от 6 месяцев до 7 лет).

При оценке ближайших и отдаленных результатов после РП использовались следующие критерии:

— хороший эстетический результат;

— полная коррекция деформации;

— вторичная деформация в области коррекции;

— воспалительная реакция в области коррекции;

— нарушение функции дыхания;

— стабильность контуров кончика и спинки носа;

— отсутствие резорбции трансплантата при УЗ­контроле;

При оценке результатов хирургического лечения у пациенток в группах выделяли 3 категории результатов: хорошие, удовлетворительные и неудовлетворительные.

Результаты и обсуждение

С целью определения результатов оперативного лечения, а также выявления недостатков нами проведена сравнительная оценка ближайших и отдаленных результатов РП в первой и второй группах.

Ближайшие результаты оценены у всех 90 пациенток. В первой группе пациенток получены следующие результаты: хороший — у 43; удовлетворительный — у 5; неудовлетворительный — у 1 пациентки.

Удовлетворительный результат получен у 2 пациенток после устранения низкой проекции колумеллы. У них сохранялась воспалительная реакция тканей кончика носа в виде отечности и гиперемии на протяжении 2 месяцев. У 3 пациенток после коррекции выраженного надкончикового западения возникли незначительные неровности спинки носа, определяемые при пальпации, при этом их устраивал полученный эстетический результат.

Причиной неудовлетворительного результата у 1 пациентки после коррекции выраженного надкончикового западения послужила случайная травма в быту спустя 10 дней после операции. Это привело к несостоятельности наложенных швов, смещению трансплантата и, как следствие, возникновению рецидива деформации в области коррекции, что потребовало проведения повторной корригирующей ринопластики.

Во второй группе пациенток получены следующие результаты: хороший — у 39; удовлетворительный — у 2; неудовлетворительных результатов не получено.

Удовлетворительный результат получен в 1 случае у пациентки после коррекции низкой проекции колумеллы. В течение 2 месяцев после операции сохранялось уплотнение кожи кончика носа и ограниченный местный отек, что оценили как воспалительную реакцию. В 1 случае после коррекции выраженного надкончикового западения имело место краевое расхождение операционной раны с воспалительными явлениями в области колумеллы и длительным вторичным заживлением.

Отдаленные результаты оценены у 84 пациенток. В первой группе получены следующие результаты: хороший — у 21; удовлетворительный — у 17; неудовлетворительный — у 5 пациенток.

Удовлетворительный результат в виде остаточной деформации спинки и кончика носа после коррекции выраженного надкончикового западения получен у 7 пациенток, после коррекции низкой проекции кончика носа — в 3 случаях, в 3 случаях — с гипопроекцией колумеллы, в 1 случае после коррекции вогнутой (пролабированной) латеральной ножки БКХ выявлена неполная коррекция деформации с компенсированным снижением носового дыхания из­за остаточного сужения просвета правого наружного носового клапана.

Удовлетворительный результат в виде неполной коррекции деформации надкончикового западения и гипопроекции кончика носа получен в 10 случаях.

Неудовлетворительный результат зафиксирован в 5 случаях. У 2 пациенток после коррекции низкой проекции колумеллы с использованием свободных аутотрансплантатов из ЦО БКХ спустя 2 года после РП возник рецидив деформации, связанный с резорбцией трансплантата, что привело к аннулированию результата операции. У 3 пациенток после коррекции западения каудального отдела носа с использованием свободных аутотрансплантатов из КО ЧХ спустя 3 года после операции возник рецедив деформации из­за частичной резорбции трансплантата.

При УЗ­контроле кончика носа трансплантаты были истончены, визуализировались в виде зоны низкой эхогенности с неоднородной структурой, отдельными участками, контактирующими с окружающими хрящевыми тканями реципиентной области. Подлежащие ткани выглядели как зоны рубцовой деформации. Размеры трансплантатов, определяемые при УЗИ, не соответствовали исходным размерам.

Во второй группе хороший результат был получен у 39 пациенток, удовлетворительный — у 2, неудовлетворительных результатов не отмечено. У 2 пациенток с удовлетворительным результатом зафиксирована незначительная остаточная деформация спинки и кончика носа.

Таким образом, результаты наблюдения показали, что при использовании ВНАХТ и САХТ при открытой ринопластике достаточно высок удельный вес хороших результатов — от 90,5 % (95% ДИ 77,9–100,0) в первой группе до 55,0 % (95% ДИ 33,2–76,8) — во второй. В то же время они статистически значимо (р < 0,05) различаются по частоте удовлетворительных и неудовлетворительных результатов.

Использование ВНАХТ ЦО БКХ в сравнении с САХТ ЦО БКХ при открытой ринопластике уменьшает относительный риск развития осложнений, в частности резорбции, в отдаленном послеоперационном периоде на 78,8 %. Использование ВНАХТ КО ЧХ в сравнении с САХТ КО ЧХ уменьшает относительный риск развития осложнений, в частности резорбции, в отдаленном послеоперационном периоде на 68,6 %.

Вместе с тем вариант использования ВНАХТ ЦО БКХ при открытой РП технически проще и выполняется быстрее по сравнению с ВНАХТ КО ЧХ.

Заключение

Результат проведенного анализа показал, что использование ВНАХТ в технике открытой ринопластики дает хорошие эстетические результаты и является надежным способом профилактики резорбции в отдаленном послеоперационном периоде, что подтверждается данными контрольных осмотров пациентов и УЗИ спинки и кончика носа.


Список литературы

1.   Autologous fascia lata graft for contour restoration and camouflage in tertiary rhinoplasty / M.V. Karaaltin, A. Batioglu­Karaaltin, K.S. Orhan, T. Demirel // J. Craniofac. Surg. — 2012. — Vol. 23. — P. 719­723.

2.   Белоусов А.Е. Функциональная ринопластика / А.Е. Белоусов // Очерки пластической хирургии. — 2010. — № 2. — С. 111­123.

3.   Сафонова Л.Н. Метод восстановления хрящей кончика носа при вторичной эстетической ринопластике / Л.Н. Сафонова, А.В. Рыбакин, Д.А. Кузин // Пластическая хирургия и косметология. — 2011. — № 1. — С. 1­7.

4.   Пшениснов К.П. Секреты открытой ринопластики / К.П. Пшениснов // Избранные вопросы пластической хирургии. — 2001. — Т. 1, № 6. — С. 22­28.

5.   Guy Lin. Complications using grafts and implants in rhinoplasty / Guy Lin // Operative Techniques in Otolaryngology. — 2007. — № 18. — Р. 315­323.

6.   Romo T.I. Nasal implants / T.I. Romo, J.M. Pearson // Facial Plast. Surg. Clin. North Am. — 2008. — Vol. 16, № 1. — P. 123­132.

7.   Autologous cartilage graft rhinoplasties / A. Araco, G. Gravante, F. Araco [et al.] // Aesthetic. Plast. Surg. — 2006. — Vol. 30, № 2. — P. 169­174.

8.   Muhlbauer W.D. The alar contour graft: Correction and prevention of alar rim deformities in rhinoplasty / W.D. Muhlbauer, U. Schmidt­Tintemann, M. Glaser // Plast. Reconstr. Surg. — 2002. — Vol. 109. — P. 2495­2505.

9.   Quatela V.C. Structural grafting in rhinoplasty / V.C. Quatela, A.A. Jacono // Facial Plast. Surg. — 2002. — Vol. 18, № 4. — P. 223­232.

10. Жуков М.И. Использование васкуляризированного перемещенного трансплантата из цефалического отдела крыльного хряща при открытой эстетической ринопластике / М.И. Жуков, А.В. Бреславец // Таврический медико­биологический вестник. — 2011. — Т. 14, № 4, ч. 2. — С. 69­74.

11. Жуков М.И. Использование васкуляризированного несвободного перемещенного трансплантата из каудального отдела четырехугольного хряща при открытой эстетической ринопластике / М.И. Жуков, А.В. Бреславец // Пластична та реконструктивна хірургія. — 2011. — № 2. — С. 16­19.

12. The use of grafting material in rhinoseptoplasty / Р. Rombaux, М. Avram, В. Lengelé [et al.] // B­ENT. — 2010. — Vol. 6, Suppl. 15. — P. 89­96.


Вернуться к номеру