Газета «Новости медицины и фармации» 17(224) 2007
Вернуться к номеру
Значение лактобактерий в организме человека и тактика правильного выбора эубиотика
Авторы: И.Б. ЕРШОВА, Л.И. ГАВРЫШ, Е.Н. КУНЕГИНА, А.А. МОЧАЛОВА, Луганский государственный медицинский университет
Рубрики: Семейная медицина/Терапия, Гастроэнтерология
Разделы: Справочник специалиста
Версия для печати
Взаимодействие микроорганизма и клеток слизистого слоя характеризуется их активным влиянием друг на друга. Успешное существование бактерий заключается в их постоянном движении через слизистый слой, что ведет к колонизации слизистой оболочки микроорганизмами. Микроэкологическая система организма, как взрослого, так и ребенка, — очень сложный филогенетический комплекс, который включает разнообразную по количественному и качественному составу флору. Из огромного числа микроорганизмов, непрерывно попадающих в пищеварительный тракт человека, только определенные виды в процессе длительной эволюции закрепились в кишечнике и составили его облигатную флору, выполняющую важные для организма физиологические функции [1].
Нормальная микробная флора ЖКТ насчитывает 500 видов. В толстой кишке человека имеется около 1,5 кг микроорганизмов, а в 1 г фекалий — до 250 млрд. Человек выделяет с испражнениями в сутки более 17 трлн микробов.
На значение микробной флоры для здорового человека впервые в начале ХХ века обратил внимание И.И. Мечников, который предположил, что причиной многих болезней являются метаболиты и токсины, продуцируемые различными микроорганизмами, заселяющими разные органы и системы организма человека. И.И. Мечников настолько был увлечен своей теорией, что искренне считал толстый кишечник вместилищем патогенной, вредной микрофлоры, «ошибкой природы», которую необходимо удалять при рождении. И.П. Павлов, несмотря на глубокое уважение к И.И. Мечникову, горячо спорил и критиковал его по этому вопросу.
В настоящее время состояние динамического равновесия между организмом хозяина, заселяющими его микроорганизмами и окружающей средой, при котором состояние здоровья человека находится на оптимальном уровне, принято называть «эубиоз».
Существует множество причин, из-за которых происходит изменение соотношения нормальной микрофлоры пищеварительного тракта. Так, состав микробной популяции, заселяющей организм, зависит от питания, образа жизни, климата, приема лекарственных препаратов (особенно антибиотиков), стресса, географических факторов, возрастных перемен и др. Эти изменения могут быть как кратковременными — дисбактериальные реакции, так и стойкими — дисбактериоз [4, 6, 11, 14, 17].
Наибольшее внимание ученых в качестве потенциального лечебного средства привлекали лактобациллы (ЛБ). Именно их целебные свойства оказались наиболее хорошо изученными и научно обоснованными. В 1920–1930-х гг. культура Lactobacillus acidophilus стала использоваться в форме ацидофильного молока для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, сопровождающихся запорами. Попытки же создать таблетированные формы, содержащие живых бактерий, в то время оказались безуспешными, в связи с чем интерес к применению микробов в лечебных целях несколько угас [3, 6].
Бактерии семейства Lactobacillus — непатогенные грамположительные облигатные или факультативные анаэробы с высокой ферментативной активностью. Они являются облигатной флорой с выраженным полиморфизмом. Средой их существования являются разные отделы желудочно-кишечного тракта, начиная с ротовой полости и заканчивая толстым кишечником, где они поддерживают рН на уровне 5,5–5,6. Хотя лактобактерии представляют меньшую часть флоры кишечника, их метаболические функции делают особенно значимой эту популяцию. У новорожденного ребенка сразу после рождения в желудочно-кишечном тракте, который не содержит патогенных организмов, лактобактерии составляют 2,4 % нормальной флоры кишечника [16].
Молочнокислые бактерии веками использовались человеком для получения различных пищевых продуктов. Лактобациллы в процессе жизнедеятельности вступают в сложные взаимоотношения с другими микроорганизмами, в результате чего угнетаются гнилостные микроорганизмы и пиогенные условно-патогенные организмы, возбудители острых кишечных инфекций за счет способности образовывать целый ряд таких веществ, как молочная кислота, лизоцим, лактоцины B, F, J, M, лактоцидин и ацидолин, обладающих антибактериальным эффектом [20] (табл. 1).
Бактериоцины, вырабатываемые лактобактериями, представлены в табл. 2.
Доказано, что лактобактерии, как in vitro, так и in vivo, подавляют размножение Klebsiella pneumoniae, Proteus vulgaris, Pseudomonas aeruginosa, P.flourescens, Salmonella typhosa, S.schottmuelleri, Sarcina lutea, Shigella dysenteriae, S.paradysenteriae, Serratia marcescens, Staphylococcus aureus, Str.faecalis, S.lactis, Vibrio comma. В то же время молочнокислые бактерии необходимы для жизнедеятельности не менее важной популяции бифидобактерий. В экспериментах на крысах замечено, что при удалении лактобактерий из кишечника или их недостатке рано или поздно происходило значимое снижение количества бифидобактерий [19, 21, 23].
Опубликовано довольно много работ, посвященных профилактике и лечению антибиотикассоциированной диареи (ААД) у взрослых и детей. В 2002 г. [24] в Британском медицинском журнале опубликованы материалы метаанализа 4 исследований эффективности лактобактерий в профилактике ААД. В группе вмешательства по сравнению с группой плацебо частота диареи достоверно уменьшилась на 66 %. А по данным H.H. Uhlig и соавт. [26], частота диареи в группе приема лактобактерий составила 3,7 % против 26 % в группе плацебо.
Лактобактериям отводится важная иммуномодулирующая роль, в том числе стимуляция фагоцитарной активности нейтрофилов, макрофагов, синтез иммуноглобулинов и участие в образовании интерферонов. Так, исследования авторов [5, 12, 18], в которых сравнивали эффекты препаратов, содержащих живые и инактивированные ЛБ, показали, что и те, и другие стимулировали фагоцитарную активность лейкоцитов мышей [14].
Недавно было показано, что бактерии рода Lactobacillus способны активировать клеточный иммунитет и подавлять продукцию IgE [9, 10, 15].
Показано, что введение внутрь мышам лактобактерий сопровождалось увеличением количества плазматических клеток, усилением синтеза антител к вирусу гриппа и ротавирусу [1, 3, 8, 15], а также увеличением синтеза IgA и IgM на слизистых оболочках бронхов [8].
В некоторых исследованиях [11, 14] доказано, что иммуностимулирующий эффект пробиотиков зависит от дозы бактерий.
Лактобактерии активно участвуют в процессах протеолиза. При этом протеин превращается в легкоусвояемые компоненты.
Это свойство является особенно важным при питании новорожденных в период выздоровления.
Не менее важной функцией является участие в липолизе. При этом комплексные жиры превращаются в легкоусвояемые компоненты.
Это свойство является полезным для приготовления диетических препаратов для новорожденных, которые используются в период выздоровления.
По результатам доклинических и клинических исследований установлено, что молочнокислые бактерии могут расщеплять холестерин в липидах сыворотки. Они также способствуют снижению холестеринемии за счет блокировки гидроксиметил-глутарат-СоА-редуктазы фермента, ограничивающего скорость синтеза холестерина (рис. 1).
Лактобациллы имеют следующие ферменты: β-галактозидазы, гликолазы и молочные дегидрогеназы (LDH), что делает возможным участие в метаболизме лактозы. Это имеет особенно важное значение у детей с врожденной лактозной недостаточностью, а также развивающейся после перенесенных кишечных инфекций или курсов антибиотикотерапии.
После осуществления проверки разных типов молочнокислых бактерий было установлено, что некоторые лактобактерии образуют левовращающую D(–)-молочную кислоту , которая не является эффективным антагонистом и может обусловить развитие метаболических нарушений. ВОЗ рекомендует ограничение применения лактобактерий, образующих левовращающую D(–)-молочную кислоту, у взрослых и избежание — у новорожденных. К таким бактериям относится и Lactobacillus acidophilus. В то же время правовращающая L(+)-форма молочной кислоты должна входить в состав пищевого рациона новорожденных.
Это связано с тем, что L(+)-молочная кислота полностью и быстро метаболизируется. Наличие же неметаболизированной молочной кислоты приводит к метаболическому ацидозу, особенно у новорожденных и лиц пожилого возраста.
L(+)-молочная кислота более активно способствует улучшению усвоения молочного протеина, кальция, фосфора и железа, ускорению эвакуации содержимого желудка, стимулирует выделение желудочного сока, а также является источником энергии в процессе дыхания.
Среди лактобактерий, образующих правовращающую L(+)-форму молочной кислоты, наиболее часто используется L.sporogenes, которая также называется Bacillus coagulans. L.sporogenes впервые была изолирована и описана в 1933 году Л.М. Горовиц-Власовой и Н.В. Новотельновым. Этот тип лактобактерий образует споры, которые при активации в кислой среде желудка дают рост в двенадцатиперстной кишке, эффективно предупреждая рост патогенных организмов. Медленное выделение живых клеток приводит к пролонгированной, эффективной и полезной микробной деятельности. Споры L.sporogenes медленно выводятся из организма человека на протяжении длительного времени после окончания курса терапии.
Насколько доступны в нашей стране лекарственные препараты, содержащие лактобактерии? В настоящее время зарегистрировано менее 10 таких препаратов (о пищевых добавках речь не идет), содержащих разные виды лактобактерий. Причем в большинстве из них лактобактерии сочетаются с другими видами микроорганизмов (к сожалению, подобные сочетания не всегда соответствуют требованиям ВОЗ к штамму пробиотиков).
В Украине зарегистрирован единственный препарат, содержащий L.sporogenes, — Лактовит форте. Он содержит большое количество лактобактерий, которые представлены в виде спор и прекрасно сохраняются при приготовлении и хранении, являются термостойкими и, в отличие от L.acidophilus, устойчивыми к лиофилизации. L.sporogenes выживают в кислой среде желудочного содержимого, а также при наличии желчи в двенадцатиперстной кишке и при приеме антибиотиков, медленно выводятся из организма — в течение 10–12 дней после прекращения приема.
Дополнительное содержание витаминов В12 и В9 обусловливает репаративный эффект слизистой оболочки ЖКТ, а также анемию, так часто встречающуюся при инфекционных процессах. Присутствие фолиевой кислоты усиливает гипохолестеринемический эффект лактобактерий.