Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Травма» Том 15, №4, 2014

Вернуться к номеру

О чувствительности некоторых видов микроорганизмов к антибиотикам фирм «Аспект», «НИЦФ», HiMedia

Авторы: Пернакова В.Г., Поддубная Е.Н., Шевченко В.Т. - Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького; НИИ травматологии и ортопедии, г. Донецк; Донецкая областная травматологическая больница

Рубрики: Травматология и ортопедия

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати


Резюме

Сопоставлены данные о чувствительности Staphylococcus aureus (15 штаммов), Staphylococcus epidermidis (5 штаммов), Enterococcus spp. (20 штаммов), Pseudomonas aeruginosa (10 штаммов), Escherichia coli (7 штаммов) к антибактериальным препаратам разных фирм. Выявлена эффективность цефоперазона/сульбактама («НИЦФ») и его преимущество перед цебанексом («Аспект») в отношении Staphylococcus spp. Менее эффективными являлись орзид и цефтазидим, такстам и цефотаксим, эфепим и цефепим. Для определения чувствительности микроорганизмов рекомендовано использовать следующие диски с антибиотиками: для Staphylococcus spp. — цефоперазон/сульбактам («НИЦФ»), зоперцин («Аспект»), пиперациллин/тазобактам (HiMedia), панлактам и мезонекс («Аспект»); для Enterococcus spp. — зоперцин («Аспект»), пиперациллин/тазобактам («HiMedia»); для P.aeruginosa — панлактам и мезонекс («Аспект»); для E.coli — мезонекс («Аспект»).

Порівняно дані про чутливість Staphylococcus aureus (15 штамів), Staphylococcus epidermidis (5 штамів), Enterococcus spp. (20 штамів), Pseudomonas aeruginosa (10 штамів), Escherichia coli (7 штамів) до антибактеріальних препаратів різних фірм. Визначено ефективність цефоперазону/сульбактаму («НИЦФ») та його перевагу перед цебанексом («Аспект») відносно Staphylococcus spp. Менш ефективними були орзід і цефтазидим, такстам і цефотаксим, ефепім і цефепім. Для виявлення чутливості мікроорганізмів рекомендовано застосовувати наступні диски з антибіотиками: для Staphylococcus spp. — цефоперазон/сульбактам («НИЦФ»), зоперцин («Аспект»), піперацилін/тазобактам (HiMedia), панлактам і мезонекс («Аспект»); для Enterococcus spp. — зоперцин («Аспект»), піперацилін/тазобактам (HiMedia); для P.aeruginosa — панлактам і мезонекс («Аспект»); для E.coli — мезонекс («Аспект»).

We have compared the data on sensitivity of Staphylococcus aureus (15 strains), Staphylococcus epidermidis (5 strains), Enterococcus spp. (20 strains), Pseudomonas aeruginosa (10 strains), Escherichia coli (7 strains) to antimicrobial agents of different companies. We have revealed the effectiveness of cefoperazone/sulbactam (NICF) and its advantage over cebanex (Aspect) against Staphylococcus spp. Orzid and ceftazidime, taxtam and cefotaxime, efepim and cefepime were less effective. To determine the sensitivity of microorganisms is recommended to use the following discs with antibiotics: for Staphylococcus spp. — cefoperazone/sulbactam (NICF), zopercin (Aspect), piperacillin/tazobactam (HiMedia), panlactam and mezonex (Aspect); for Enterococcus spp. — zopercin (Aspect), piperacillin/tazobactam (HiMedia); for P.aeruginosa — panlactam and mezonex (Aspect); for E.coli — mezonex (Aspect).


Ключевые слова

микроорганизмы, антибиотики, чувствительность к антибиотикам.

мікроорганізми, антибіотики, чутливість до антибіотиків.

microorganisms, antibiotics, antibiotic sensitivity.

Статья опубликована на с. 51-55

Обилие антибиотиков широкого спектра действия на нынешнем фармацевтическом рынке еще не обеспечивает успешного лечения бактериальных инфекций. Кроме природных особенностей родовой и видовой антибиотикорезистентности [3, 4, 6], сейчас все чаще встречается мутация резистентных штаммов микроорганизмов [3, 5] и общее снижение антибактериального действия ряда антибиотиков.

Наличие одних и тех же препаратов под различными названиями, производимых разными фармакологическими фирмами, усложняет ориентацию в их применении, вызывает вопросы об идентичности их действия [4, 5].

Материалы и методы

Для решения этого вопроса мы исследовали свежевыделенные из ран травматологических больных штаммы Staphylococcus aureus (15 штаммов), Staphylococcus epidermidis (5 штаммов), Enterococcus spp. (20 штаммов), Pseudomonas aeruginosa (10 штаммов), Escherichia coli (7 штаммов) на чувствительность к ряду антибиотиков, производимых фирмами «Аспект» (г. Киев, Украина), «НИЦФ» (г. Санкт–Петербург, Россия) и HiMedia (Индия). Использовали метод диффузии в агар с применением стандартных дисков [2], производимых этими же фирмами.

Результаты и их обсуждение

Чувствительность изученных штаммов микроорганизмов к цефалоспоринам не отличалась высокими уровнями (табл. 1). У S.aureus она чаще составляла 33,3 %, а иногда не превышала 13,3 %. Существенных различий в процентах чувствительных штаммов S.aureus к препаратам разных фирм не выявлено. Только отмечена более высокая чувствительность к цефоперазону/сульбактаму («НИЦФ») по сравнению с цебанексом («Аспект»). Большинство штаммов S.aureus (53,3–73,4 %) проявляло умеренную устойчивость к цефалоспоринам обеих фирм. Наиболее высокая устойчивость S.aureus наблюдалась по отношению к орзиду («Аспект») и цефтазидиму («НИЦФ»).

S.epidermidis являлись чувствительными к цефалоспоринам разных фирм (кроме цефтазидима) преимущественно в 20 % случаев. Тенденция к более высокой чувствительности S.epidermidis выявлена по отношению к цефоперазону/сульбактаму («НИЦФ») по сравнению с цебанексом («Аспект»).

Таким образом, изученные штаммы Staphylococcus spp. были чувствительны к цефалоспоринам обеих фирм-изготовителей преимущественно в 20 и 33,3 % случаев. К цефоперазону/сульбактаму («НИЦФ») чувствительных штаммов Staphylococcus spp. зафиксировано в 1,8–3,0 раза больше, чем к цебанексу («Аспект»). Высокий процент устойчивых штаммов Staphylococcus spp. отмечался по отношению к орзиду («Аспект») и цефтазидиму («НИЦФ»), а умеренно-устойчивых — к такстаму («Аспект») и цефотаксиму («НИЦФ»).

Изученные штаммы Enterococcus spp. (табл. 1) были резистентными к такстаму («Аспект») и всего в 5,0–15,0 % случаев чувствительными к остальным цефалоспоринам. Отмечен высокий процент устойчивости Enterococcus spp. к цефалоспоринам обеих фирм-изготовителей (80,0–100 %). Только к цефоперазону/сульбактаму («НИЦФ») устойчивых штаммов Enterococcus spp. выявлено несколько меньше (65,0 %) по сравнению с аналогом фирмы «Аспект» (р > 0,05).

Таким образом, цефалоспорины обеих фирм-изготовителей были малоактивными в отношении Enterococcus spp., уровень устойчивости к ним составлял 80–100 %.

Резистентными к цефалоспоринам обеих фирм в 80–100 % случаев являлись также изученные штаммы P.aeruginosa (чувствительными, соответственно, 0–20 %).

Определена высокая степень устойчивости E.coli к изученным цефалоспоринам обеих фирм-изготовителей: отсутствовали чувствительные штаммы, отмечен высокий процент устойчивости к этим препаратам (71,4–100 %), кроме цебанекса («Аспект»), к которому обнаружено 57,1 % устойчивых штаммов E.coli.

Таким образом, приведенные в табл. 1 данные свидетельствуют (р ≤ 0,05) о более высоком проценте чувствительных и умеренно-устойчивых и более низком проценте устойчивых штаммов Staphylococcus spp., чем у грамотрицательных бактерий и энтерококков, к исследованным цефалоспоринам всех фирм-изготовителей.

Данные о чувствительности изученных штаммов микроорганизмов к антибиотикам других групп представлены в табл. 2.

К препаратам пенициллинового ряда высокочувствительными являлись S.aureus и S.epidermidis. При этом проявлялась тенденция к более высоким показателям чувствительности к зоперцину («Аспект»), чем к его аналогу фирмы HiMedia — пиперациллину/тазобактаму.

Абсолютно равные показатели чувствительности к данным препаратам обеих фирм-изготовителей (табл. 2) наблюдались у P.aeruginosa и E.coli (80–100 % устойчивых штаммов). У штаммов Enterococcus spp. зафиксирована обратная зависимость: высокий процент чувствительности к зоперцину («Аспект») и в то же время высокий процент устойчивости к пиперациллину/тазобактаму (HiMedia) (р < 0,01).

Таким образом, выявлена тенденция к более высокому проценту чувствительных к зоперцину («Аспект») штаммов у S.aureus, S.epidermidis, Enterococcus spp. и P.aeruginosa по сравнению с показателями его аналога фирмы HiMedia.

Чувствительность к фторхинолонам лефлоку («Аспект») и левофлоксацину («НИЦФ») (табл. 2) преимущественно находилась на невысоком уровне (33,3–40,0 %) у Staphylococcus spp., на низком уровне (от 0 до 20 %) с соответственно высокими показателями устойчивости — у Enterococcus spp., P.aeruginosa и E.coli с отсутствием существенных межгрупповых различий. Только Enterococcus spp. проявляли высокую устойчивость к лефлоку и низкую — к левофлоксацину (р < 0,05). Кроме того, определялась тенденция к более высокому проценту чувствительности и более низкому проценту устойчивости к левофлоксацину («НИЦФ»), чем к лефлоку («Аспект»).

Из антибиотиков группы карбапенемов исследовали 2 аналога меропенема фирмы «Аспект» — панлактам и мезонекс. Высокая чувствительность к обоим препаратам отмечалась у S.aureus, S.epidermidis, низкая чувствительность — у Enterococcus spp. У P.aeruginosa выявлено 50 % чувствительных и 30,0–40,0 % устойчивых штаммов к обоим препаратам. Исследованные штаммы E.coli имели высокую чувствительность к мезонексу и низкую — к панлактаму.

Данные табл. 2 показали существенные отличия (р ≤ 0,05) высокого процента чувствительных и низкого процента устойчивых штаммов Staphylococcus spp. по сравнению с показателями у грамотрицательных бактерий и энтерококков к зоперцину («Аспект») (кроме энтерококков), пиперациллину/тазобактаму (HiMedia), левофлоксацину («НИЦФ»), панлактаму («Аспект»), а также высоких показателей чувствительных штаммов Staphylococcus spp. и низких — у Enterococcus spp. к левофлоксацину («НИЦФ»), панлактаму («Аспект»), мезонексу («Аспект»).

Результаты исследований показали, что изученные микроорганизмы проявляли чувствительность или устойчивость к антибиотикам в соответствии со спектрами их антимикробного действия [1, 3, 4].

Показатели чувствительных и устойчивых штаммов, полученные в нашей работе, не противоречат данным литературы по этим вопросам [1, 3, 5, 6].

Выводы

1. Результаты исследования чувствительности к цефоперазону/сульбактаму с помощью дисков, изготавливаемых фирмой «НИЦФ», показали эффективность препарата и его преимущество перед аналогом фирмы «Аспект» в отношении Staphylococcus spp.

2. При определении чувствительности с применением дисков с антибиотиками орзидом («Аспект») и цефтазидимом («НИЦФ»), такстамом («Аспект») и цефотаксимом («НИЦФ») выявлена без существенных межгрупповых различий невысокая эффективность данных препаратов по отношению к Staphylococcus spp. и большая степень устойчивости по отношению к Enterococcus spp., P.aeruginosa и E.coli.

3. Изучение чувствительности с помощью дисков с 2 образцами антибиотиков пиперациллина/тазобактама и зоперцина выявило высокую эффективность этих препаратов в отношении Staphylococcus spp. и Enterococcus spp. с тенденцией к более высоким показателям у зоперцина («Аспект»). Устойчивыми к данным препаратам являются P.aeruginosa и E.coli.

4. Сравнение результатов исследования дисков с фторхинолонами показало высокую степень устойчивости к лефлоку («Аспект») у Enterococcus spp. и P.aeruginosa, а также высокую чувствительность к левофлоксацину («НИЦФ») у S.aureus.

5. При исследовании чувствительности штаммов Staphylococcus spp. с использованием дисков, содержащих оба препарата карбапенемов фирмы «Аспект», установлена их в равной степени высокая эффективность. 50 % штаммов P.aeruginosa, а также 71,4 % штаммов E.coli чувствительны к мезонексу.

6. В соответствии с результатами исследований для определения чувствительности микроорганизмов следует рекомендовать следующие диски с антибиотиками: для Staphylococcus spp. — цефоперазон/сульбактам («НИЦФ»), зоперцин («Аспект»), пиперациллин/тазобактам (HiMedia), панлактам («Аспект»), мезонекс («Аспект»); для Enterococcus spp. — зоперцин («Аспект»), пиперациллин/тазобактам (HiMedia); для P.aeruginosa — панлактам («Аспект»), мезонекс («Аспект»); для E.coli — мезонекс («Аспект»).


Список литературы

1.   Ингибиторозащищенные бета-лактамы: место в современных схемах антибактериальной терапии / Э.А. Ортенберг, М.А. Ушакова, И.М. Вешкурцева, М.В. Рожаев // Клин. микробиол. антимикроб. химиотер. — 2005. — Т. 7, № 4. — С. 393–402.

2.   Наказ МОЗ України № 167 від 05.04.2007 р. «Про затвердження методичних вказівок: «Визначення чутливості мікроорганізмів до антибактеріальних препаратів»». — Київ, 2007.

3.   Покас О.В. Моніторінг етіологічної структури та антибіотикорезистентності основних збудників інфекцій в області хірургічного втручання / О.В. Покас // Лабор. діагностика. — 2011. — № 1 (55). — С. 21–26.

4.   Профили антибиотикорезистентности Pseudomonas aeruginosa, выделенных у больных с гнойно-воспалительными инфекциями / Л.В. Авдеева, Е.В. Покас, Е.И. Полищук, Е.Г. Василенко // Клин. лабор. диагностика. — 2006. — № 4. — С. 37–43.

5.   Страчунский Л.С. Современная антимикробная химиотерапия / Л.С. Страчунский, С.Н. Козлов. — М.: Боргес, 2002. — 206 с.

6.   Levy S.B. Antibacterial resistance worid wide: causes, chailenges and responses / S.B. Levy, B.A. Marshall // Nat. Med. — 2004. — № 10 (Suppl. 1, 2). — Р. 122–129.


Вернуться к номеру