Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 18(225) 2007

Вернуться к номеру

Опыт применения препарата Аналергин при лечении крапивницы

Авторы: К.В. СЕМЕНУХА, Л.А. ПОГРЕБНЯК, А.П. КОВАЛЬЧУК, Е.Н. СЕМЕНУХА, Днепропетровская государственная медицинская академия, Днепропетровская городская клиническая больница № 17 (городской центр оказания дерматовенерологической помощи), Днепропетровская центральная районная больница

Рубрики: Аллергология , Дерматология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати

Экономический подъем и достижения цивилизации ведут к неуклонному росту количества аллергических заболеваний. В их общей структуре в Украине аллергодерматозы составляют около 30 % и имеют тенденцию к увеличению. Неблагоприятная динамика распространенности аллергодерматозов обусловлена рядом причин. В первую очередь это патогенные экзогенные факторы экосистемы, в частности в мегаполисах — низкое качество питьевой воды, загазованность атмосферы с высоким содержанием соединений свинца, бензопиренов, двуокиси углерода и других мощнейших аллергенов. Современный человек постоянно контактирует со множеством химически агрессивных веществ (косметические средства, бытовая химия, синтетические материалы в составе одежды и в быту, ремонтно-строительные материалы). Провоцирующими факторами являются и снижение натурального качества потребляемых продуктов, злоупотребление пищевыми добавками и поливитаминами, продуктами длительного хранения и с содержанием консервантов [1, 2].

Усиливает общую гиперсенсибилизированность и бесконтрольный прием лекарственных препаратов, продаваемых безрецептурно, без назначения врача.

Из эндогенных этиопатогенетических факторов как триггерных в формировании аллергодерматоза следует отметить наличие очагов хронической фокальной патологии, требующих санации у гастроэнтерологов, ЛОР-врачей, гинекологов и других смежных специалистов. Немаловажным является и наличие у большинства наших граждан синдрома хронической усталости, постоянных психоэмоциональных стрессовых нагрузок, что является следствием неблагоприятной экономической ситуации и темпа жизни [2, 4].

Одним из наиболее распространенных аллергодерматозов является крапивница — полиэтиологический дерматоз с мономорфной уртикарной сыпью и тенденцией к хронизации процесса. Быстрое распространение патологического процесса на коже пациента, сопровождающееся интенсивным отеком и зудом, резко снижает комфортность жизни и требует проведения ургентных медицинских мероприятий для быстрого купирования отека [2, 5].

Различают острые (до 6 недель) и хронические (более 6 недель) крапивницы. Острые крапивницы развиваются вследствие аллергии к экзогенным (инфекционным и неинфекционным) и эндогенным аллергенам [1]. Реакции часто протекают как типично-атопические с участием реагиновых антител класса IgG и нередко являются следствием иммунокомплексных реакций ІІІ типа, для которых характерно поражение капиллярной сети. Среди медиаторов, выделяемых лейкоцитами, важную роль играет гистамин, способный индуцировать отек кожи и появление волдырей [1, 2].

Причину хронической крапивницы в 50 % случаев найти не удается. У значительной части больных (до 45 %) в течение последующих 8–10 лет наблюдаются рецидивы [1, 2, 4, 6]. Учитывая трудность идентификации и десенсибилизации, лечение часто носит симптоматический характер. Препаратами первого выбора остаются антигистаминные средства.

Целесообразность применения антигистаминных препаратов обусловлена широким спектром эффектов гистамина. Этот медиатор способен оказывать влияние на дыхательные пути (вызывая отек слизистой носа, бронхоспазм, гиперсекрецию слизи), кожу (зуд, волдырно-гиперемическую реакцию), желудочно-кишечный тракт (кишечные колики, стимуляцию желудочной секреции), сердечно-сосудистую систему (расширение капиллярных сосудов, гипотензию, нарушение сердечного ритма), гладкую мускулатуру (спазм). Гистамин был открыт H. Dale в 1910 году и к началу 20-х годов был признан основным медиатором патогенетических механизмов крапивницы. С тех пор на фармацевтический рынок поступили сотни препаратов, разделенных по характеру доминирующих побочных явлений на препараты I поколения — с выраженным седативным эффектом и блокадой холинергических рецепторов, неселективной блокадой гистаминовых рецепторов (тавегил, фенкарол, супрастин, диазолин, димедрол, перитол, пипольфен), более современные препараты ІІ поколения — неседативные, отличающиеся избирательностью действия на Н 1 -рецепторы (однако иногда отмечается кардиотоксический эффект), и самые современные — антигистаминные препараты ІІІ поколения, принципиальное отличие которых состоит в том, что они являются активными метаболитами антигистаминных препаратов ІІ поколения [5, 6].

Из наиболее эффективных и современных препаратов ІІІ поколения следует выделить Аналергин фирмы TEVA (цетиризина гидрохлорид). Аналергин — высокоселективный антагонист периферических Н 2 -рецепторов, который не требует биотрансформации в печени и не оказывает кардиотоксического эффекта, не влияет на серотониновые, допаминовые рецепторы и адренорецепторы верапамилового типа. Аналергин ингибирует хемотаксис эозинофилов, в том числе вызванный тромбоцитарными и лейкоцитарными факторами, подавляет адгезию некоторых соединений (в том числе цитокинов) на мембране эозинофилов и эндотелиальных клеток. Подавляет он и активацию тромбоцитов, вызванную иммуноглобулином Е. Аналергин быстро и эффективно уменьшает выраженность всех симптомов крапивницы уже после приема первой дозы, определяется в плазме крови через 30 минут после приема внутрь. Максимальная концентрация в плазме крови достигается через 2–6 часов после однократного приема препарата. Разовый прием препарата в вечернее время обеспечивает круглосуточное уменьшение выраженности субъективных и объективных симптомов крапивницы, равномерное и постоянное в течение всего времени приема [5].

Целью нашего исследования явилось определение клинической эффективности препарата Аналергин в лечении острой и хронической крапивницы у взрослых.

Под нашим наблюдением находились 47 пациентов с различными формами крапивницы:

— с острой крапивницей — 35 больных в возрасте от 19 до 60 лет;

— с хронической крапивницей — 12 пациентов в возрасте от 25 до 60 лет.

В группу сравнения были включены 30 пациентов — 25 с острой и 5 с хронической крапивницей, которые получали традиционную терапию с применением препаратов І и ІІ поколений.

Длительность заболевания при острой крапивнице составляла 1–2 дня, причины полиэтиологичны. Патологический процесс на коже носил распространенный характер с тенденцией к поражению шеи и крупных складок, мест механического сдавливания. Отмечалась склонность к периферическому росту уртикариев и слиянию их в крупные очаги поражения. Часто наблюдались озноб, субфебрилитет, головная боль, иногда — диарея, артралгии, расстройства сна. Иногда отмечались высыпания на слизистых оболочках ротовой полости и гениталий в виде розеолезных элементов. Объективные изменения сопровождались сильным зудом, отеком, жжением или покалыванием кожи. Островоспалительные патологические процессы при острой крапивнице, как правило, развиваются внезапно и их интенсивность быстро нарастает, что заставляет больных обращаться за экстренной медицинской помощью не только к специалистам-дерматологам, но и к терапевтам, семейным врачам, врачам скорой медицинской помощи и в приемные отделения больниц [1].

При острой крапивнице Аналергин назначали по 10 мг 1 раз в сутки независимо от приема пищи: 1-й раз — сразу после постановки диагноза, а со 2-го дня — в вечернее время на протяжении 5–7 дней. Уменьшение зуда отмечалось в течение 3–4 часов после однократного приема препарата, а прекращение появления новых волдырей — на 2–3-й день. Клиническое выздоровление отмечено у 32 пациентов на 3–4-й день и у 3 пациентов — на 6–7-й день лечения.

В группе сравнения улучшение состояния у 22 пациентов с прекращением появлений новых высыпаний наступило на 5–6-й день лечения, у 1 — на 8–9-й, а у 2 — на 9–10-й. Уменьшение зуда отмечалось через 6–7 часов после приема препарата. Клиническое выздоровление наступало в основном на 8–9-й день лечения.

Больные с хронической крапивницей, компенсированным течением наблюдались не менее 6–8 недель. В исследование включались пациенты с процессом, который ранее уже отмечался, с давностью заболевания от 3 до 5 лет, с периодическими рецидивами полиэтиологической природы. Клинически отмечались периодически возникающие уртикарные высыпания на механически травмируемых участках, шее, крупных складках, не имеющие тенденции к периферическому росту и слиянию. Из субъективных симптомов — умеренный или сильный зуд, повышение температуры тела, озноб, иногда — артралгии. Дискомфортный зуд обусловливал развитие у большинства пациентов бессонницы и невротических расстройств. Дважды в день у пациентов на фоне терапии Аналергином оценивали интенсивность субъективных симптомов.

Даже однократный прием 10 мг (1 таблетка) Аналергина сопровождался выраженным уменьшением зуда и регрессированием патологических высыпаний. Через 24 часа после приема первой дозы (когда концентрация препарата в плазме крови достигла минимума) выраженность зуда уменьшалась на 50 % от исходного уровня, тогда как в группе сравнения — на 26 %. Длительность терапии больных с хронической крапивницей составила 20 дней, пациенты принимали Аналергин по 1 таблетке (10 мг) после ужина. В течение первых 7 дней лечения Аналергином отмечалось прекращение зуда у 95 % обследуемых пациентов, к 10-му дню — полное разрешение патологических высыпаний у 85 %, к 20-му — у 92 % больных.

В группе сравнения прекращение зуда на 7-й день отмечали 65 % больных, регресс патологических изменений к 10-му дню констатировали у 59 %, а к 20-му — у 74 % пациентов.

Значительное клиническое улучшение отмечено у 92 % больных, а в группе сравнения — у 58 %. Недостаточный эффект терапии, возможно, связан с наличием очагов хронической фокальной инфекции (тонзиллит, гайморит), дисфункцией ЖКТ (панкреатит, холецистит, дисбиоз, гельминтозы). Поэтому лечение таких категорий пациентов представляет собой сложную задачу и требует дальнейшего дообследования и лечения у смежных специалистов.

Эффективность действия препарата Аналергин отмечалась на протяжении всего 24-часового интервала действия препарата и сохранялась в течение всего периода лечения. Улучшение самочувствия больных сопровождалось нормализацией ночного сна, восстановлением дневной активности и эмоциональной устойчивости, улучшением комфортности жизни.

Важным является и то, что при применении Аналергина у пациентов не отмечалось каких-либо побочных явлений и осложнений.

Таким образом, можно констатировать, что препарат Аналергин компании TEVA (селективный неседативный антигистаминный препарат ІІІ поколения с выраженным противоаллергическим и противовоспалительным эффектом) безопасен при применении у пациентов с печеночной дисфункцией, некардиотоксичен, высокоспецифичнен к Н1-гистаминовым рецепторам. Аналергин за счет высокой антигистаминной активности в коже является высокоэффективным средством для лечения пациентов с острой и хронической крапивницей. Удачное сочетание разумной цены и высокого европейского качества позволяет рекомендовать его как антигистаминный препарат первого выбора в арсенале медикаментозных средств современного практикующего врача.


Список литературы

1. Адаскевич В.И. Неотложные состояния в дерматологии. — СПб.: Ольга, 2000. — 142 с.

2. Аравийская Е.Р., Соколовский Е.В. Крапивница. — СПб.: Сотис, 2000. — 147 с.

3. Справочник Видаль: Лекарственные препараты в России. — М.: Астра Фарм Сервис, 2000. — 1408 с.

4. Greaves M.V. Chronic urticaria // W. Engl. J. Med. — 1995. — Vol. 332. — Р. 01767-1772.

5. Purohit A. et al. Twenty-four hours of activity of cetirizine and fexofenadine in the skin // Ann Allergy Asthma Immunol. — 2001. — 86 (4). — Р. 387-392.

6. Frossard N. et al. XXI Scandinavian Congress of Allergology. — 21–24 aug., 2002.


Вернуться к номеру