Газета «Новости медицины и фармации» 6 (535) 2015
Вернуться к номеру
Памяти академика Алексея Алексеевича Мойбенко
Разделы: От первого лица
Версия для печати
Статья опубликована на с. 27 (Мир)
Видный ученый-патофизиолог и кардиолог, академик НАН Украины, дважды лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, лауреат премии имени А.А. Богомольца и Н.Д. Стражеско Алексей Алексеевич Мойбенко родился в 1931 году в Ростове-на-Дону, но научной родиной стал Киев. Его отец, кадровый военный врач-токсиколог, полковник медицинской службы Алексей Агеевич Мойбенко после окончания войны был переведен на военно-педагогическую службу в столицу Украины. Здесь, после пребывания с матерью, врачом-эпидемиологом, специалистом по особо опасным инфекциям, в эвакуации в Средней Азии, Алексей Мойбенко-младший завершил школьное образование. В 1949 году он поступил в Киевский медицинский институт, и в 1953 г., будучи студентом четвертого курса, по мобилизации, среди нескольких отличников был переведен на военно-медицинский факультет медицинского института в старинном приволжском городе Куйбышеве.
Стоит напомнить, что как раз здесь, в Военно-медицинской академии, сформированной в Куйбышеве, в преддверии сороковых годов получил диплом военного врача известный украинский хирург Василий Дмитриевич Братусь. Эту линию было как бы суждено продолжить молодому Мойбенко, окончившему в 1955 году этот факультет с отличием. Некоторое время после окончания академии он служил военным врачом, а после демобилизации возвратился в Киев.
Научная его парадигма в любимом мегаполисе сложилась так, что она началась в Институте клинической медицины имени Н.Д. Стражеско, а продолжилась, охватив пять десятилетий плодотворных исканий, в Институте физиологии имени А.А. Богомольца НАН Украины. В этом отношении радуга судьбы как бы объединила исторические здания двух замечательных столичных учреждений — от ул. Саксаганского, бывшей Мариинско-Благовещенской, к улице Богомольца, бывшей Виноградной.
Итак, 1956 год, исследовательский дебют молодого врача, зачисленного научным сотрудником в отдел патологической физиологии известнейшего института. Начинается нелегкая магистраль к ученой степени, завершившаяся в 1964 году успешной защитой кандидатской диссертации «Гемодинамические взаимоотношения между большим и малым кругом кровообращения при острой артериальной гипертензии». Сам выбор этой темы свидетельствует об органическом единении патофизиологических подходов к проблеме с клиническими интересами и предпочтениями соискателя. Этот знак на предстоящих вертикалях ученого-патофизиолога закономерен и даже символичен.
В рамках Института клинической медицины А.А. Мойбенко не порывал с избранными патофизиологическими доминантами и вскоре стал врачом-анестезиологом в хирургической клинике института, руководимой хирургом — виртуозом высочайшего класса А.Л. Пхакадзе. Миссия анестезиолога по самой своей природе неотделима от материи патологической физиологии, и в завершенной диссертации новые знания с этих позиций применительно к современной кардиологии были отчетливо воплощены.
И вот следует важный поворот. Как раз в это время в Богомольцевском институте учреждается отдел биофизики кровообращения, и А.А. Мойбенко избирается в это подразделение в качестве старшего научного сотрудника. В стенах почитаемого института, где плодотворно развивались концепции А.А. Богомольца, одного из творцов современной патологической физиологии во всех ее аспектах, Алексей Алексеевич стоически трудился в течение полувека. Работа, работа, работа, вне сует окружающего мира. В 1973 году Алексей Алексеевич защитил докторскую диссертацию на чрезвычайно значимую тему: «Кардиогенные рефлексы и их роль в регуляции кровообращения», вышедшую затем в виде монографии. К этому времени эпицентр его исследовательской деятельности обретает новое, более отвечающее проблематике времени наименование — отдел экспериментальной кардиологии. В 1974 году А.А. Мойбенко его возглавляет. Знаменательно, что в 2007 году, по его же инициативе, это подразделение начинает именоваться отделом общей и молекулярной патофизиологии.
Алексей Алексеевич с 1992 по 2015 год возглавлял Научное общество патофизиологов Украины, входя и в состав совета Международного общества патофизиологов. Под его руководством состоялось пять патофизиологических конгрессов, два всесоюзных симпозиума «Физиология и патофизиология сердца и коронарного кровообращения», несколько профильных пленумов. В 1992 году А.А. Мойбенко был избран академиком НАН Украины. Он — автор и соавтор ряда фундаментальных печатных трудов, в том числе «Розвиток патофізіології в Україні» (2009 г.) и «Эндогенные механизмы кардиопротекции как основа патогенетической терапии заболеваний сердца» (2008 г.). Его перу принадлежат 400 научных публикаций, он подготовил в докторов 20 кандидатов наук.
Определяя его научный портрет, скажем, что после доказательств существенных изменений в регуляции сосудистого тонуса при гипертензиях гуморального и нейрогенного факторов ученым-первопроходцем в рамках патофизиологии кровообращения была разработана модель иммунного поражения сердца. В этой модели особая пусковая роль в незримом воспалительном процессе отведена ферменту липоксигеназе, с дальнейшим включением других патобиохимических целей. Это глубокое проникновение в норму и патологию сердечно-сосудистой системы привело А.А. Мойбенко в соавторстве с Н. Максютиной, Н. Мохортом, А. Пархоменко, Е. Коваль к созданию одного из перспективных кардиопротекторов нашего времени — корвитина. Этот препарат, выпускаемый в Киеве серийно, представляет собой растворимую форму одного из первых постигнутых наукой флавоноидов — кверцетина и находит все более широкое применение в кардиологии.
А сам автор избегнул ли угрозы сердечного поражения? Увы. Сердце спасителя сердец в один из моментов жизненного пробега не выдержало… Но каким он был в прожитой жизни? Алексея Алексеевича выделяла врожденная скромность. В его облике и поведении никогда не было и оттенка каких–либо амбиций. Вспоминается, с каким живым интересом он и любимая спутница его жизни Нина Сергеевна неизменно участвовали в заседаниях Клуба творческой интеллигенции имени В.В. Фролькиса. Оставаясь чаще просто внимательным и молчаливым слушателем, Алексей Алексеевич, редко выступая, внимал всем неординарным представлениям. В его натуре и уме таились глубина мысли, независимость суждений.
Конечно же, после ухода из жизни истинного ученого остаются его труды и научная школа, но навсегда угас жизненный большой научный талант. Так когда-то написал Н.М. Амосов об уходе В.В. Фролькиса. И будоражит мысль: нужно, не опаздывая, представлять обществу его научных провидцев и рыцарей. Именно такой личностью и человеком был Алексей Алексеевич Мойбенко.
И.М. Трахтенберг,
член-корреспондент НАМН,
академик НАМН Украины;
Ю.Г. Виленский,
кандидат медицинских наук