Газета «Новости медицины и фармации» Неврология. Нейрохирургия. Психиатрия (540) 2015 (тематический номер)
Вернуться к номеру
Анализ оценки ожидаемых результатов реформирования психиатрической службы Украины
Авторы: Юрьева Л.Н. — д.м.н., профессор, академик АН высшей школы Украины и Украинской АН, Носов С.Г., Юрьев Е.Б.
Рубрики: Неврология, Психиатрия
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Статья опубликована на с. 41-46
Введение
Необходимость реформирования психиатрической службы в Украине на протяжении многих лет приобретает все большее значение. Усовершенствование медицинского психиатрического обслуживания, повышение его качества, внедрение новых диагностических и лечебных технологий, изменение отношения профессионалов психиатрической службы и населения страны к психически больным, развитие сети негосударственных организаций, способных оказать социальную помощь и поддержку нуждающимся пациентам и тем самым улучшить качество их повседневной жизни, — вот далеко не полный перечень проблем, которые должны получить решение в процессе проведения реформ в психиатрии.
Для успешной реализации реформ в психиатрии и прогнозирования эффективности планируемых и проводимых мероприятий очень важным является изучение общественного мнения населения Украины в отношении ожидаемых от реформирования результатов. Особенности отношения населения страны к реформированию прежде всего зависят от его ментальности, берущей истоки из социальных, политических, культуральных принципов жизни и традиций народа.
Наиболее важным является изучение ожиданий различных слоев населения Украины, тем или иным образом сталкивающихся с деятельностью психиатрической службы, изменений в индивидуальной и социальной жизни непосредственных потребителей психиатрических услуг — психически больных. Важно знать, что думают люди о том, как изменятся личная жизнь, быт, досуг, социальные, политические, правовые возможности пациентов в процессе планируемых и проводимых реформ психиатрии. Это позволит направить усилия реформы в необходимое русло, прогнозировать их успех.
В большинстве зарубежных стран изучение перечисленных проблем осуществляется постоянно. Исследование мнения профессионалов, работающих в сфере охраны психического здоровья, а также психически больных, их родственников и соседей о реформировании в психиатрии и их ожиданий от этих реформ ранее в Украине не осуществлялось и нами проводится впервые.
Наше внимание было сосредоточено на изучении естественной истории психиатрических пациентов, которая, являясь не клиническим, а социальным конструктом, предполагает описание, характеристику ожидаемых в процессе психиатрической реформы в Украине изменений различных сторон жизни больных.
Исследование базировалось на понимании того, что реформы психиатрического обслуживания будут характеризоваться рядом позитивных (или, с точки зрения ряда лиц, возможно, негативных) изменений в различных областях жизни психически больных, что получит отражение в их естественной истории.
Мы предположили, что в процессе реформ в психиатрии нашей страны будут чаще реализовываться программы внебольничной психиатрической помощи, пациенты меньше времени будут проводить в стационарах и больше времени находиться в обществе; назначаемое психиатрами лечение станет значительно чаще обсуждаемым с больным; ответственность за социальную реабилитацию пациентов будет возложена не только на специалистов психиатрической службы, но в значительной мере на родственников, работодателей, общественных администраторов, на лиц из общественных организаций, занимающихся уходом за психически больными и их социальной реабилитацией.
Окончательной целью исследования явилась оценка приоритетов реформирования психиатрического обслуживания на основе результатов, полученных при анализе естественной истории психически больных.
Материал и методы исследования
Исследование было проведено в рамках международного проекта Attitudes and needs assessment in mental illness (ANAP). Естественная история психически больных была изучена на основе данных, полученных в результате анонимного анкетирования 42 человек, сталкивавшихся в своей жизни с проблемами психиатрической помощи: потребителей услуг — больных шизофренией; родственников психически больных, посторонних наблюдателей (соседей больных), а также провайдеров услуг — специалистов по оказанию профессиональной психиатрической помощи (врачи-психиатры, медицинские сестры и младшие медсестры психиатрических стационаров). В работе использовался метод случайного отбора респондентов.
Для получения данных была разработана и использована анкета, состоящая из 32 вопросов и 5 вариантов ответов на каждый вопрос (Томов Т. с соавт., 1999). Вопросы отражали различные аспекты психического и социального функционирования психически больных: изменение частоты, длительности, остроты обострений болезни в условиях реформирования психиатрической помощи; изменение количества и качества социальных контактов психически больных в процессе реформ; изменения в семейной жизни, в планировании и проведении досуга больных, в возможности пациентов быть защищенными от ущемления окружающими их прав; изменение количества суицидов и прочее. Пять вариантов ответов отражали градацию высказываний анкетируемых от полностью негативных до однозначно позитивных.
По содержательному сходству все вопросы были распределены на 12 групп, систематика которых представлена в табл. 1.
Оценка естественных историй психически больных осуществлялась на основе попарного сравнения между 4 группами респондентов суммарного количества каждого из 5 вариантов ответов на вопросы, объединенные в 12 семантических групп.
Кроме того, были систематизированы ответы респондентов каждой группы на вопрос о том, какие права психически больных получат возможность наибольшего развития или, наоборот, будут наиболее часто ущемляться в условиях проведения реформ в психиатрии. По этому поводу были вычислены процентные показатели представленности того или иного варианта ответов по группам респондентов.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе исследования были получены результаты по каждой из респондентских групп, которые представлены на диаграммах. Сравнительный анализ результатов исследования между группами свидетельствует о следующем.
По 1-й группе вопросов (в частности, на вопрос «как изменится продолжительность периода между началом болезни и первым контактом с психиатром в условиях реформ в психиатрии?») больные шизофренией значительно чаще придерживались того мнения, что этот период станет заметно короче, и реже высказывали мнение о том, что продолжительность этого периода не изменится по сравнению с настоящим. Менее оптимистические высказывания по этому вопросу звучали среди подавляющего большинства участвовавших в опросе врачей-психиатров и работников психиатрической службы. Родственники больных и соседи (посторонние наблюдатели) нередко говорили о том, что период между началом психического заболевания и первым контактом с психиатром в будущем в условиях реформ может остаться столь же длительным, как и в настоящее время, полагая, что активная выявляемость больных шизофренией в будущем заметно не улучшится, а вероятность самостоятельного обращения больных в психозе к психиатру не увеличится.
Затруднения в ответах родственников больных, соседей (сторонних наблюдателей) вызвали вопросы, касающиеся изменения остроты, частоты и продолжительности психотических обострений у больных шизофренией в условиях реформирования психиатрической помощи. В этих группах респондентов можно было наблюдать ответы о том, что выраженность этих показателей уменьшится или останется на прежнем уровне. Вероятно, это связано с тем, что для ответа на эти вопросы нужны также некоторые специальные знания по психиатрии, касающиеся течения шизофренического процесса. Респонденты-психиатры проявили оптимизм в ответах на эти вопросы, считая, что острота, частота и продолжительность психотических обострений в условиях проведения психиатрических реформ либо значительно уменьшатся, либо уменьшатся, однако нередко наблюдались и отрицательные ответы на этот вопрос. Менее оптимистичны были психические больные.
В целом по 1-й группе вопросов распределение ответов представлено в табл. 2.
Что касается 2-й группы вопросов, ответы были следующие. На 5-й вопрос «как изменится отношение больных к принятию активных решений в процессе лечения в условиях реформированной психиатрии?» подавляющее большинство психически больных и их родственников дали оптимистические ответы. Оптимизм наблюдался также в ответах специалистов. Значительно меньше уверенности звучало в ответах соседей (посторонних наблюдателей).
На рост мотивации больных шизофренией к лечению в условиях реформ в психиатрии надеются значительное количество врачей-психиатров и родственников больных, хотя сами больные в большинстве случаев отвечают «останется на прежнем уровне».
Уверенность в увеличении или значительном увеличении количества добровольных обращений больных за помощью в условиях реформ прослеживается в ответах врачей-психиатров, меньшая уверенность — среди родственников и соседей больных, и заметно меньшая уверенность по этому поводу отмечается в ответах больных шизофренией.
Врачи-психиатры в ответах на вопрос «как изменится процент законного помещения больных в условиях психиатрических реформ?» чаще отмечают: «останется таким, как и в настоящее время» или «увеличится незначительно», имея в виду тот факт, что в настоящее время незаконных помещений больных в психиатрические стационары нет. У родственников больных чаще ответ на этот вопрос звучал как «увеличится незначительно», тогда как психически больные дают ответы «значительно возрастет» или «увеличится незначительно».
В целом по 2-й группе вопросов распределение ответов представлено в табл. 3.
На вопрос «кто будет заботиться о больном после выписки из стационара в условиях реформ в психиатрии?» пациенты чаще всего отвечают, что родители, супруг(-а) или медсестра, очень редко — психиатр, тогда как специалисты в области психиатрии в ответах чаще называют родителей больного, супругов, себя и помощника. В ответах родителей больных, соседей чаще фигурируют «психиатр», «родитель» или «супруг», иногда встречается ответ «не знаю». Последний вариант ответа также нередко встречается и у психически больных, что свидетельствует об их неуверенности в отношении заботы о них.
По 3-й группе вопросов наблюдались такие ответы. На вопрос об изменениях трудностей в присмотре за психически больными в условиях реформ психиатрии психиатры и родственники больных, соседи дают ответы, в которых надеются на уменьшение этих трудностей, тогда как многие больные больше склоняются к мысли о том, что проблема останется такой же острой, как и сейчас.
В целом по 3-й группе вопросов распределение ответов представлено в табл. 4.
По 4-й группе вопросов ответы следующие. На вопросы об изменениях сексуальной жизни больных в условиях реформ психиатрии довольно большое количество опрошенных больных либо стремятся уклониться от ответа, либо отвечают так: «Сексуальное удовлетворение останется на том уровне, что и сейчас». Ряд больных и особенно их родственников считают эти вопросы в опроснике малозначимыми, ненужными, так как здесь многое будет зависеть не только от реформы в психиатрии, но и от особенностей болезни, характерологических особенностей больного человека. Врачи-психиатры чаще высказывают оптимистические мысли, считая, что сексуальная жизнь больных в условиях реформированной психиатрии улучшится.
В целом по 4-й группе вопросов распределение ответов представлено в табл. 5.
По 5-й группе вопросов респонденты представили следующие ответы. Подавляющее большинство опрошенных врачей–психиатров не сомневаются, что количество социальных контактов и дружеских связей психически больных в условиях реформированной психиатрии либо останется на том уровне, что и сейчас, либо увеличится, тогда как родственники в большинстве случаев считают, что количество этих контактов и связей увеличится, а сами больные склонны считать, что количество их социальных контактов и дружеских связей останется прежним. Особо оптимистичными являются родственники больных.
В целом по 5-й группе вопросов распределение ответов представлено в табл. 6.
На вопросы, касающиеся увеличения частоты вступления больных в брак, увеличения количества больных, которые имеют детей (6-я группа вопросов), ответы как психиатров, так и соседей, родственников больных, их соседей в подавляющем большинстве случаев таковы: «увеличится» или «столько, сколько и в настоящее время». Мотивация отвечающих такова, что и в настоящее время нет очень серьезных преград для реализации больными этих стремлений. Почти все ответившие на вопросы опросника единодушны в том, что в условиях реформ в психиатрии психически больные будут в лучшем положении, чем сейчас, для того, чтобы справляться со своими родительскими обязанностями.
В целом по 6-й группе вопросов распределение ответов представлено в табл. 7.
По 7-й группе вопросов ответы следующие. На вопрос «будут ли психически больные изменять свой уровень образования в условиях реформированной психиатрии?» ответы респондентов таковы: у врачей-психиатров — чаще всего «улучшится» или «их образование будет таким же, как и сейчас», у родственников — «они будут иметь более высокий уровень образования», реже — «их образование будет таким же, как сейчас»; в подавляющем большинстве случаев больные считают, что их образование будет таким же, как сейчас.
В отношении изменения уровня трудовой занятости больных ответы всех групп респондентов, за исключением больных, достаточно оптимистичны: «уровень трудовой занятости больных возрастет». По мнению большинства больных, уровень их трудовой занятости «останется таким же, как сейчас». Примерно таково же распределение ответов по группам ответивших на вопрос «как реформы психиатрии будут отражаться на заработке (доходах) больных?»
Мало кто из респондентов сомневался в том, что в условиях реформ в психиатрии будет создана прочная, неуязвимая система страхования и обеспечения здоровья психически больных.
В целом по 7-й группе вопросов распределение ответов представлено в табл. 8
По 8-й группе вопросов респонденты сообщают следующее. Во всех группах респондентов нет особых сомнений, что реформы в психиатрии увеличат количество пациентов, активно проводящих досуг и его разнообразие. На вопрос об изменении успеха политических достижений пациентов в условиях реформированной психиатрии ответы респондентов неоднозначны: менее оптимистичны в ответах больные и их родственники, соседи, несколько более оптимистичны психиатры, однако наиболее часто встречаемый ответ на этот вопрос следующий: «Будет таким же, как и сейчас».
В целом по 8-й группе вопросов распределение ответов представлено в табл. 9.
У многих ответивших вызвало сомнения повышение качества, успешности медицинского обслуживания больных шизофренией в условиях реформированной психиатрии с учетом опыта прошлых лет. Убежденными оптимистами являются психиатры.
В целом по 9-й группе вопросов распределение ответов представлено в табл. 10.
По 10-й группе вопросов респонденты дали следующие ответы. Было достигнуто почти полное единодушие в ответе респондентов всех групп на вопрос об изменениях в соматическом состоянии больных в условиях реформированной психиатрии — «соматическое здоровье улучшится». Немногие лишь ответили, что «соматическое здоровье будет таким же, как и сейчас», ссылаясь на экологическую обстановку в стране.
Среди психиатров и родственников больных не вызвало сомнения, что в условиях реформ в психиатрии пища и питание пациентов улучшатся, однако в ответах самих пациентов «останется такой же, как сегодня» встречалось заметно чаще, хотя и не доминировало.
На вопрос «как изменится продолжительность жизни психически больных в условиях реформированной психиатрии?» наиболее частым ответом респондентов был «длительность жизни останется такой же, как и сейчас», реже наблюдались более оптимистические ответы, например как «жизнь станет более продолжительной». Некоторые соседи, а также медики давали отрицательные ответы.
В целом по 10-й группе вопросов распределение ответов представлено в табл. 11.
На 11-ю группу вопросов ответы следующие. Среди ответивших психиатров подавляющее большинство высказалось в отношении уменьшения количества агрессивных поступков со стороны больных, хотя ряд респондентов ответили отрицательно. Будет сокращаться количество угрожающих поступков против больных в результате реформы психиатрии. Психиатры отметили, что психически больные будут реже становиться жертвами оскорбления и обмана в условиях реформированной психиатрии, значительно реже будут совершать аутоагрессивные поступки. Приблизительно такой же точки зрения придерживались и ответившие родственники больных, соседи, лица, не столкнувшиеся с проблемами психически больных. Сами же больные дали преимущественно сходные ответы, кроме тех, которые касаются количества угрожающих поступков против больных — в этом случае превалировал ответ «в таком же количестве случаев, как и в настоящее время».
В целом по 11-й группе вопросов распределение ответов представлено в табл. 12.
По 12-й группе вопросов респонденты отмечали следующее. Психиатры, родственники больных чаще всего высказывались в пользу того, что в условиях реформированной психиатрии больные будут иметь больше жилой собственности и способности следить за ее состоянием, поскольку «будет несколько выше их доход, и будут необходимая законодательная база и должная социальная помощь». Сами пациенты более скептически отнеслись к возможному увеличению их жилищной собственности, часто предлагая ответ «ее будет столько, сколько сегодня, останется на сегодняшнем уровне».
Неоднозначными были ответы на вопрос об изменении способности больных следить за своей внешностью и соблюдать личную гигиену, поскольку повышение этих способностей связано не только с экономическими возможностями (доступностью средств гигиены и др.), но и с особенностями течения хронического эндогенного заболевания, накладывающего свой отпечаток на личность больного шизофренией. Среди врачей-психиатров наиболее часто встречались ответы «останется на уровне сегодняшнего дня» и «увеличится», более оптимистичными были родственники больных, а наименее оптимистичными — сами больные, среди которых наиболее популярным был ответ «останется на уровне сегодняшнего дня». Некоторые больные отказывались отвечать на этот вопрос, считая его несущественным.
В целом по 12-й группе вопросов распределение ответов представлено в табл. 13.
Среди прав пациентов, которые могут укрепиться в результате реформ в психиатрии, наиболее часто были названы следующие: право на медицинское обслуживание, на трудовую занятость, на отдых.
Среди прав, которые могут наиболее часто нарушаться в условиях реформированной психиатрии, были названы: право на юридическую защиту, социальную поддержку, политическую активность.
Выводы
1. Подавляющее большинство респондентов — жителей Украины оптимистически настроено на проведение реформ в психиатрии, ожидает от их проведения улучшения качества психиатрического обслуживания.
2. Приоритетными направлениями в проведении реформы в психиатрии (по результатам данного исследования) являются: улучшение качества медицинского обслуживания, развитие новых видов социальной помощи больным, соблюдение прав психически больных.
3. Существуют и некоторые сложности в отношении населения к реформам: ряд респондентов считает, что реформирование расширит права и возможности больных, что может привести к усилению их агрессии в отношении окружающих.
Впервые опубликовано
в журнале «Вісник Асоціації
психіатрів України»