Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 7 (538) 2015

Вернуться к номеру

Актуальные вопросы современной пластической хирургии, эстетической медицины и дерматологии

Авторы: Наталия Куприненко

Разделы: Медицинские форумы

Версия для печати

Статья опубликована на с. 21 (Укр.)


28–29 мая 2015 г. в г. Одессе состоялась международная конференция «Актуальные вопросы современной пластической хирургии, эстетической медицины и дерматологии», проводимая при поддержке Министерства здравоохранения Украины и Национальной медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика.


Основной идеей данного научно-практического мероприятия было объединить врачей-дерматологов, косметологов и пластических хирургов для совместного обсуждения и решения острых проблем указанных специальностей. С этой целью впервые объединили свои усилия три общественные организации — Всеукраинская ассоциация пластических реконструктивных и эстетических хирургов, Украинское общество эстетической медицины, Украинская академия дерматовенерологии.

Следует сказать, что организаторам это удалось — в работе конференции приняло участие более 300 специалистов эстетической медицины, пластических хирургов и дерматологов из разных регионов Украины, Италии, Испании, Польши, Австралии, Хорватии, Израиля, Грузии, России, Беларуси и Молдовы. Среди них приглашенные лекторы, не нуждающиеся в особом представлении, — И. Умберт, Л. Лонго, Ф. Маротта, Л. Коркина, Э. Крамер, А. Булинска, М. Замбелли, Е. Угрехелидзе, Н. Лордкипанизде, А. Злотогорский, А. Цилосани, А. Журавлев. Замечательные украинские докладчики: И.И. Медведева, Л.Д. Калюжная, С.И. Коровин, Ю.Б. Свистунов, Т.В. Святенко, А.М. Вайсерман, А.А. Франкенберг, В.Г. Золотарева, О.В. Ерофеева, В.М. Крыса, А.И. Хара, И.С. Фучижи, О.А. Компаниец, Г.П. Козинец, П.А. Денищук, Р.Л. Валихновский, С.Р. Галич, С.А. Галныкина, Н.Н. Рожковская, Т.А. Ермоленко, Ю.С. Овчаренко, Ю.В. Качук, Г.И. Патлажан, С.В. Кадочников и многие другие.

Открылась научная программа конференции лекцией д.м.н., профессора Л.Г. Коркиной, научного директора и зав. отделом тканевой инженерии и патофизиологии кожи Института патологии кожи Св. Непорочной Девы (г. Рим, Италия), «Регенеративная медицина и ее роль в косметологии, дерматологии и пластической хирургии». Были перечислены существующие на данный момент гипотезы старения кожи (генная, иммунная, стволовых клеток, свободно-радикальная, эпигенетическая, метаболическая), уделено внимание применению клеточных технологий в борьбе со старением кожи. Л.Г. Коркина подробно остановилась на клиническом применении липотерапии со стволовыми клетками из липоаспирата в регенеративной хирургии (для профилактики и лечения растяжек и келоида, при реконструктивных и эстетических операциях на молочных железах и т.д.), применении культивированных кератиноцитов и фибробластов у пациентов с обширными ожогами, применении культивированных кератиноцитов и меланоцитов для лечения витилиго.

В докладе президента Украинского общества эстетической медицины, профессора кафедры дерматовенерологии НМАПО им. П.Л. Шупика, директора ИПХ «Виртус» д.м.н. В.А. Цепколенко делался упор на комплексный подход к омоложению лица. Было отмечено, что до настоящего времени не существует единой классификации возрастных изменений кожи, позволяющей стандартизировать косметологические подходы в различных возрастных группах. Возрастные признаки лица классифицируют по типам старения, в результате чего выделяют шесть типов старения (понижение упругости мягких тканей лица и шеи, мелкоморщинистый тип, гравитационный тип, комбинированный тип раннего старения, мускулистый тип, комбинированный тип позднего старения). Используется классификация морщин лица, согласно которой в зависимости от глубины и выраженности морщин и изменения текстуры кожи выделяют три класса морщин. В соответствии с этими классификациями определяется тактика лечебных мероприятий — от подбора домашнего ухода в соответствии с типом кожи до применения мезотерапии, пилингов, лазерных шлифовок и хирургической коррекции.

С недавнего времени в Украине применяется ультразвуковая диагностика состояния кожи, что позволило восполнить пробел, который существовал ранее между наружными методами исследований и гистологией, то есть позволяет изучать кожу in vivo. УЗИ кожи позволяет измерить толщину эпидермиса, глубину морщин, определить состояние кровоснабжения и состояние структуры дермы, оценивать эффективность терапевтических, физиотерапевтических и хирургических методов лечения, в том числе и косметологических процедур, введения филлеров, препаратов гиалуроновой кислоты, коллагена, синтетических и полусинтетических гелей и т.д. Диагностика состояния кожи пациента в соответствии с общепринятыми классификациями в комплексе с применением УЗИ позволяет стандартизировать подходы к диагностике и выбору индивидуальной тактики ведения пациентов, выбрать адекватную тактику для конкретного пациента, наглядно продемонстрировать эффективность лечения.

Тема хирургического омоложения лица обсуждалась в докладе президента Всеукраинской ассоциации пластических, реконструктивных и эстетических хирургов, профессора кафедры комбустиологии и пластической хирургии НМАПО им. П.Л. Шупика, д.м.н. В.Д. Пинчука. Рассматривались преимущества и недостатки отдельных методов хирургического омоложения каждой из зон лица. При хирургическом омоложении верхней трети лица используется открытый и эндоскопический лифтинг, при этом последний является более предпочтительным. К недостаткам открытого лифтинга относят видимый постоперационный рубец, высокую частоту случаев снижения чувствительности скальпа дистальнее места разреза, возможные алопеции на протяжении и дистальнее рубца, гиперкоррекцию медиальных отделов бровей, длительный восстановительный период. В отличие от открытого лифтинга при эндоскопическом лифтинге выполняется 2–3 радиальных разреза длиной 1,5–2 см в волосистой части головы, отступив 1 см от линии роста волос, и косые разрезы длиной 3–4 см в височных областях. Диссекция тканей в височной области проводится между поверхностными и глубокими листками темпоральной фасции. При выполнении подтяжки средней зоны лица применяются: доступ через лоб или висок, латеральный доступ, сочетание височного и латерального доступа, сочетание височного и внутриротового доступов, доступ через нижнее веко, эндоскопический лифтинг через нижний трансблефаропластический разрез, эндоскопический лифтинг через височный и внутриротовой разрез. В нижней зоне лица проводится фейслифтинг с коротким разрезом и латеральной SMAS-эктомией. Была дана подробная характеристика техник SMAS, эндопротезирования подбородка, а также способов выполнения блефаропластики.

Тема, которую представил в своем докладе президент Украинской академии дерматовенерологов, зав. кафедрой дерматовенерологии НМАПО им. П.Л. Шупика д.м.н., профессор А.И. Литус, является, к сожалению, достаточно актуальной и в то же время новой для многих специалистов. Речь шла о военной дерматовенерологии. Прежде всего профессор А.И. Литус отметил, что, хотя большинство кожных и венерических заболеваний не являются неотложными состояниями, не являются, по сути, опасными для жизни, их возникновение и распространение в военных частях снижает боеспособность и работоспособность людей. В связи с этим должно уделяться внимание организации и оказанию дерматовенерологической помощи в зоне боевых действий как военным, так и гражданскому населению. Профессор А.И. Литус вместе со своими коллегами организовал и принял участие в двух экспедициях в зону АТО (в конце декабря 2014 и в мае 2015 г.), поэтому об оказании дерматовенерологической помощи в зоне АТО участники конференции имели возможность услышать из первых уст. В зоне АТО профессором А.И. Литусом и его командой была проведена информационно-просветительская работа с раздачей информационных материалов по бактериальным инфекциям кожи, диагностическая и консультативная работа в условиях мобильного пункта оказания дерматовенерологической помощи. Было отмечено, что основной проблемой являются грибковые и бактериальные инфекции кожи и отсутствие достаточного количества средств для их лечения и профилактики. Профессор А.И. Литус подчеркнул, что медицинская помощь в зоне АТО требует кооперации и согласования действий всех структур, ее оказывающих (Минобороны, волонтеры, местное население), высокоспециализированная помощь практически отсутствует и требует обеспечения механизмов ее оказания. Первыми шагами в этом направлении были подготовка Украинской академией дерматовенерологов в августе 2014 года методических рекомендаций по оказанию дерматовенерологической помощи на уровне первичной врачебной помощи в условиях чрезвычайных ситуаций и вышеупомянутые экспедиции специалистов-дерматовенерологов в зону АТО.

Насыщенная научная программа способствовала плодотворной работе в течение двух дней в четырех залах. Более 130 докладчиков поделились с коллегами своими научными наработками и практическим опытом. Слушатели имели возможность не просто прослушать доклады, но и обменяться опытом в неформальной обстановке, получить практические навыки в зале мастер-классов, освоить авторские нюансы техник. Видеодемонстрации процедур, живые дискуссии и общение с коллегами стали мощным импульсом к дальнейшей работе. К сожалению, осветить подробно все в рамках одной статьи не представляется возможным. Однако в многообразии секций, представленных на конференции, отчетливо прослеживалась общая тенденция — применение регенеративных клеточных технологий для решения самых разнообразных проблем пластической хирургии, дерматологии и эстетической медицины.

Хочется упомянуть об уникальной лекции, посвященной персонализированным технологиям в дерматологии и эстетической медицине, директора Института дерматологии профессора Игначио Умберта (Испания), впервые посетившего нашу страну, а также лекцию о нехирургическом лазерном и световом эффекте ранозаживления директора Института лазерной медицины, президента Международной ассоциации лазерной дерматологии и хирургии профессора Леонардо Лонго (Италия), лекцию президента Европейского общества исследования волос (EHRS) профессора Абрахама Злотогорского (Израиль), посвященную новым возможностям в решении проблем волосистой части головы.

Значимым этапом принятия специальности «пластическая хирургия» стал процесс сертификации членов ВАПРЭХ. Итогом заседания президиума общества можно назвать вручение первых дипломов сертифицированным членам общества.

А 30 мая всех участников конференции ждал еще один чрезвычайно важный подарок — мастер-класс от общественной организации «Белые береты» по оказанию первой неотложной помощи в полевых условиях и при террористических актах.

Таким образом, за время работы конференции был рассмотрен большой спектр вопросов, касающихся врачей не только дерматовенерологии и эстетической медицины, но и других специальностей, акцентировалось внимание на необходимости мультидисциплинарного подхода к решению, на первый взгляд, безобидных эстетических проблем. Во главу угла был поставлен пациент и умение врача увидеть и решить его реальную проблему — отклонения в его здоровье, вызвавшие потребность в коррекции внешности.

 



Вернуться к номеру