Статья опубликована на с. 63-65
В течение многих лет органы здравоохранения по всему миру предостерегают людей, что они едят слишком много соли. Злоупотребление солью приводит к сердечным приступам и инсультам. Только в США, по сообщениям властей, чрезмерное употребление соли является причиной десятков тысяч смертей в год. Тем не менее в ответ на эти предупреждения поднялась волна диетического неповиновения. По приблизительным оценкам, около 95 % населения мира продолжают есть соль в количествах, которые чиновники считают завышенными. Так кто же прав — люди или органы здравоохранения? Вопрос звучит наивно, но на самом деле некоторые ученые тоже задумываются над этим. Особенно актуальна эта тема на фоне появившихся недавно рекомендаций правительства относительно потреб-ления соли, закрепленных в Руководстве по диетологии США.
На большой научной конференции в Нью-Йорке некоторые докладчики предположили, что на самом деле стойкий общечеловеческий аппетит к соли может быть признаком того, что людям необходимо больше соли, чем позволяют органы здравоохранения. «Официальные рекомендации США являются самыми радикальными действующими рекомендациями по питанию», — сказал Нильс Градуэл, научный сотрудник Копенгагенской университетской больницы, на встрече Американского общества гипертонии в Нью-Йорке, США.
Руководство по диетологии США в настоящее время советует людям есть меньше чем 2,3 мг натрия в день, что приблизительно соответствует одной чайной ложке поваренной соли. Американцы тем временем потребляют гораздо больше — около 3,5 мг в день. Во всем мире потребление соли выше рекомендуемого в США и, по данным опросов, в среднем колеблется от 2,5 до 4,5 мг в день.
Не удивительно, что ученые, поддерживающие усилия правительства по сокращению потребления натрия, оспаривают идею естественного высокого аппетита к соли. Они утверждают, что люди едят так много соли из-за извращенной современной диеты, в которой слишком много соли содержится в уже приготовленных продуктах, например в хлебе.
«Наши вкусовые предпочтения складываются под влиянием того, к чему мы привыкли и что обычно едим», — сказала Мэри Когсвел. Также она отметила, что с тех пор, как сама перешла на диету со сниженным содержанием соли, еда в ресторанах ей часто кажется пересоленной.
«Наша потребность в соли полностью гедонистическая — ничего более, только удовольствие, но оно нас убивает», — такого мнения придерживается Грэхем Макгрегор, профессор медицины Университета Королевы Марии в Лондоне и давний сторонник уменьшения потребления соли.
В любом случае, так как федеральное правительство готовит очередные диетические рекомендации на 2015 год, чиновники должны принять одну из сторон в этих жарких научных спорах: либо отказаться от прежних указаний по ограничению соли, которые вторят Американской ассоциации сердца, либо пересмотреть недавние исследования, свидетельствующие, что правительственные рекомендации относительно соли далеки от помощи людям, а для здоровых, возможно, даже опасны.
Даже некоторые крупные медицинские ассоциации в настоящее время не смогли прийти к единому мнению по этому вопросу. Ранее Академия питания и диетологии, крупнейшая авторитетная организация, выступила с заявлением, в котором выразила обеспокоенность относительно научной обоснованности рекомендаций правительства об ограничении соли.
«Столь разные научные мнения не позволяют выдать единые для всех американцев рекомендации по употреблению натрия», — заявила президент академии Соня Л. Коннор. Она привела в пример исследование, указывающее, что низкое потребление натрия в пределах, рекомендуемых правительством, на самом деле связано с повышением смертности для здоровых лиц.
На протяжении десятилетий предметом дискуссий было именно то, какое количеством соли в рационе считать естественным.
Еще в самом начале дискуссии некоторые ученые предположили, что естественный уровень потребления соли очень низкий, и в качестве подтверждения своей точки зрения указали на древние общества охотников-собирателей, содержание соли в рационе которых было очень низким. Причем они страдали от сердечно-сосудистых заболеваний гораздо меньше. Но, как отмечают критики, эти популяции слишком отличались от современного общества, чтобы их можно было справедливо сравнивать.
Сейчас некоторые ученые предлагают прямо противоположное — естественный уровень потребления соли выше, чем в рекомендациях правительства. Они опираются на глобальные исследования, показывающие одинаково высокие уровни потребления соли независимо от социально-экономического статуса.
«Во всем мире люди, как правило, потребляют стабильное количество соли, не очень много и не очень мало. А в биологии ничего не происходит случайно», — сказал Джоэл Джирлинг, исследователь в Медицинском центре Бостона.
Безусловно, возникает вопрос: является ли уровень потребления соли физиологически обусловленным?
Некоторые исследования Джирлинга могут пролить свет на этот вопрос. В течение нескольких лет он и его коллеги изучали активность мозга у мышей и крыс, которые были лишены соли. При этом ученые определили конкретные нейроны, сигнализирующие, что животное находится на бессолевой диете.
«Наша работа обозначила на карте группу нейронов, показывающих дефицит соли в рационе. Когда животным давали пить физиологический раствор, эти нейроны прекращали подавать импульсы очень быстро, в течение часа. Эта схема активна, когда животные употребляют низкие уровни соли, даже если они превышают минимум, необходимый для жизни», — сказал Джирлинг.
Возможно, таким образом формируется естественный аппетит к соли и у людей. По крайней мере, это одно из свидетельств того, что природные желания приводят животных к потреблению большего количества соли, чем необходимо для жизни. Кроме того, отдельное исследование Граудэла и соавторов показало, что человеческий организм продолжает вырабатывать ренин — гормон, который может оказывать вредное влияние на кровеносные сосуды даже при потреблении низкого уровня соли, рекомендованного правительством.
Устроены ли мы так, чтобы есть соль в количествах больших, чем указано в государственных рекомендациях? Этот вопрос, так же как и другие вопросы касательно соли, не имеет окончательного однозначного ответа. И даже если существует какой-то механизм в мозге, отвечающий за солевые предпочтения, это не означает, что удовлетворение тяги к соли полезно для здоровья.
Но аргументы в этом споре столь неясные, что некоторые ученые ставят под сомнение целесообразность кампаний общественного здравоохранения, побуждающих людей изменить свои пищевые привычки относительно соли.
«Я не могу понять, почему общество должно тратить миллиарды на снижение потребления натрия», — заявил Граудэл.
Подготовили А.Д. Радченко, Е. Торбас