Статья опубликована на с. 15-25
Введение
Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из актуальных проблем современной медицины. Травматические повреждения черепа и головного мозга составляют 30–40 % всех травм и занимают первое место по летальности и инвалидизации лиц трудоспособного возраста. По данным ВОЗ, ежегодно в мире ЧМТ получают более 10 млн человек, 250–300 тыс. случаев завершаются летально [2]. В Украине частота ЧМТ составляет в среднем 4–4,2 случая на 1000 населения [6]. По результатам эпидемиологических исследований И.П. Шлапака и соавт., в Украине от ЧМТ ежегодно умирает 10–11 тыс. человек, а смертность составляет 2,4 случая на 10 тыс. населения. Это на 25 % превышает показатель смертности в США (1,8 случая на 10 тыс. населения) и в 4,7 раза — в Канаде (0,51 случая на 10 тыс. населения в год) [12]. Высокий уровень смертности и неудовлетворительные результаты лечения ЧМТ свидетельствуют о необходимости повышать эффективность фармакотерапии ЧМТ с использованием принципов доказательной медицины.
Утвержденный приказом МЗ Украины № 34 от 15.01.2014 года унифицированный протокол оказания экстренной медицинской помощи больным с ЧМТ четко регламентирует комплекс диагностических и лечебных вмешательств при этом виде патологии. Внедрение и применение этого протокола значительно улучшит работу нейрохирургов, реаниматологов, неврологов, врачей скорой помощи, семейных врачей, а также результаты лечения больных с ЧМТ [9]. Составленный в виде алгоритма протокол лечения дает четкие указания относительно стратегии и тактики оказания экстренной медицинской помощи. Вместе с тем он не ограничивает врача в выборе лекарственных препаратов, оставляя возможность лечить каждого больного в соответствии с конкретной клинической ситуацией.
Огромный ассортимент лекарственных препаратов для патогенетической и симптоматической терапии ЧМТ требует от врача профессионализма и эрудиции для обоснованного выбора. Одним из современных эффективных и безопасных препаратов, доказавших свою эффективность в нескольких клинических исследованиях, посвященных лечению больных с тяжелой черепно-мозговой травмой (ТЧМТ) с выраженным отеком головного мозга, является L-лизина эсцинат® (производство ПАО «Галичфарм», корпорация «Артериум») [1, 8, 11]. Препарат представляет собой водорастворимую соль сапонина каштана конского (эсцина) и аминокислоты L-лизина. По фармакологическим свойствам L-лизина эсцинат® относится к капилляростабилизирующим средствам. В одной ампуле препарата содержится 5 мл L-лизина эсцината, что соответствует 5 мг эсцина. Вводится препарат строго внутривенно. Основным действующим веществом, определяющим фармакологические свойства препарата, является тритерпеновый сапонин β-эсцин (рис. 1), который оказывает эндотелиотропное, венотоническое, противовоспалительное, тромболитическое и обезболивающее действие [4].
Эсцин понижает активность лизосомальных гидролаз, предупреждает расщепление мукополисахаридов в стенках капилляров и в окружающей соединительной ткани, нормализует повышенную сосудисто-тканевую проницаемость, повышает тонус вен, уменьшает застой венозной крови, улучшает артериальное и венозное кровообращение в микроциркуляторном русле, оказывает выраженный мембраностабилизирующий эффект, с чем и связывают его противоотечное, противовоспалительное и обезболивающее действие [4]. Эсцин противодействует снижению содержания в эндотелиоцитах АТФ и последующей активации фосфолипазы А2, тормозит высвобождение из клеточных мембран предшественника фактора активации тромбоцитов и арахидоновой кислоты. Эсцин также имеет антирадикальные свойства, дозозависимо угнетает ферментативное и неферментативное перекисное окисление липидов, тормозит высвобождение активированными клетками факторов роста, которые задействованы в пролиферативной фазе воспаления [11, 13].
Поиск последних научных публикаций и фармакоэкономических исследований, проведенных в Украине, показал, что за последние 5 лет не было проведено ни одного фармакоэкономического анализа фармакотерапии ЧМТ, в том числе и с применением препарата L-лизина эсцинат®, что свидетельствует об актуальности данного исследования.
Целью данной работы стала сравнительная оценка эффективности затрат на лечение пациентов с тяжелой черепно-мозговой травмой при применении двух схем фармакотерапии (стандартного лечения и комбинированной терапии с применением препарата L-лизина эсцинат®) и обоснование выбора оптимальной схемы лечения на основании фармакоэкономического анализа по методу «затраты — эффективность».
Материалы и методы
Объектами исследования послужили две схемы лечения ТЧМТ: стандартная терапия и комбинированная терапия, включающая применение стандартной терапии и препарата L-лизина эсцинат®.
Фармакоэкономическое исследование проведено на основании отчета о результатах открытого сравнительного рандомизированного клинического исследования эффективности препарата L-лизина эсцинат®, раствор для инъекций 1 мг/мл (производство ПАО «Галичфарм», корпорация «Артериум»), при лечении пациентов с ТЧМТ. Клиническое исследование было проведено в отделении анестезиологии и интенсивной терапии № 2 Днепропетровской областной клинической больницы им. И.И. Мечникова на протяжении 2009–2010 гг. под руководством заведующего кафедрой нервных болезней и нейрохирургии ФПО ДГМА доктора медицинских наук, профессора Л.А. Дзяк [5].
В клиническое исследование было включено 38 пациентов с тяжелой черепно-мозговой травмой, проходивших лечение в течение 7 дней. Пациенты, включенные в исследование, соответствовали следующим критериям:
— мужчины и женщины в возрасте от 18 до 60 лет;
— первые 24 часа с момента получения травмы;
— уровень нарушения сознания при поступлении в стационар 4–8 баллов по шкале комы Глазго (ШКГ);
— диагноз: тяжелая изолированная черепно-мозговая травма с очаговыми внутримозговыми повреждениями и/или внутричерепными кровоизлияниями (эпидуральными, субдуральными);
— информированное письменное согласие пациента на участие в исследовании (при первой возможности получения), или родственника пациента, или юридически приемлемого представителя пациента.
Пациенты, включенные в клиническое исследование, были распределены на 2 группы путем рандомизации по 19 человек. В первую, контрольную группу вошли пациенты (15 мужчин и 4 женщины), которым проводили общепринятое медикаментозное лечение (стандартная терапия) при ТЧМТ. Пациентам, включенным во вторую, исследуемую группу (18 мужчин и 1 женщина), кроме стандартного лечения назначался препарат L-лизина эсцинат®, раствор для инъекций 1 мг/мл. Препарат вводили 2 раза в сутки с интервалом 12 часов по 10 мл в разведении на 20 мл 0,9% хлорида натрия внутривенно медленно.
Все пациенты, участвующие в исследовании, получали стандартную терапию в соответствии с действующим на момент исследования приказом МЗ Украины № 226 от 27.07.1998 г. «Про затвердження Тимчасових галузевих уніфікованих стандартів медичних технологій діагностично-лікувального процесу стаціонарної допомоги дорослому населенню в лікувально-профілактичних закладах України». Стандартная терапия включала применение антибактериальных препаратов, транквилизаторов, анальгетиков, антикоагулянтов, симпатомиметиков, противорвотных препаратов, дезинтоксикационных растворов, диуретиков, кортикостероидов. Анальгетики назначали совместно с ингибиторами H2-гистаминовых рецепторов (Квамател).
Всем больным после поступления в стационар и подтверждения диагноза «ТЧМТ» оперативно производили установку паренхиматозного датчика для измерения и контроля внутричерепного давления (ВЧД).
Оценку общей эффективности лечения пациентов с ТЧМТ производили на основании интегрального показателя улучшения состояния, который включал снижение внутричерепной гипертензии по данным ВЧД, уменьшение выраженности перифокального отека мозга по данным компьютерной томографии (КТ) и степень восстановления сознания по шкале комы Глазго. Лечение оценивалось как эффективное при положительной динамике вышеприведенных показателей и как неэффективное — при отсутствии положительной динамики изучаемых показателей, а также при ухудшении показателей. Обработка результатов исследований проводилась согласно принципу ITT (Intention to treatment). Пациентов, у которых эффективность лечения не оценивалась из-за их досрочного выбывания из исследования по причине смерти, отнесли в категорию «неэффективное лечение». В контрольной группе во время лечения по причине смерти выбыло 4 пациента, а в исследуемой группе — 3 пациента.
Безопасность исследуемого препарата L-лизина эсцинат®, раствор для инъекций 1 мг/мл, оценивали на основании данных о побочных реакциях и динамике лабораторных показателей.
Для проведения фармакоэкономического исследования был выбран метод «затраты — эффективность» [10], который предполагает сопоставление как стоимости (в денежном выражении), так и эффективности альтернативных медицинских технологий (в одинаковых натуральных или физических единицах) в виде интегрального показателя — коэффициента эффективности затрат, и определяет, какая из сравниваемых альтернатив способствует достижению определенного эффекта при меньших затратах. Коэффициент эффективности затрат (CER) рассчитывали по формуле:
CER = (DC + IC)/Ef,
где DC — прямые затраты, IC — непрямые затраты, Ef — эффективность лечения в натуральных единицах эффективности терапии.
Этапы проведения фармакоэкономического анализа с помощью метода «затраты — эффективность» включали:
1. Анализ клинических результатов каждой схемы лечения ТЧМТ с целью определения эффективности и безопасности по результатам клинического исследования.
2. Анализ каждой из схем лечения с целью определения величины прямых затрат на фармакотерапию пациентов.
3. Расчет коэффициентов эффективности затрат (CER) для каждой из схем лечения.
4. Сравнение коэффициентов эффективности затрат и определение более экономически и клинически выгодной схемы лечения.
5. Проведение анализа чувствительности для оценки устойчивости результатов фармакоэкономического анализа к колебанию цен на препараты.
Для оценки статистических отличий при изучении показателей эффективности и переносимости в сравниваемых группах использовали показатели описательной статистики (среднее значение, медиана, стандартное отклонение, минимальное и максимальное значения). Проверку нормальности распределения показателей в группах проводили посредством критерия Шапиро — Уилка. Для оценки динамики показателей эффективности применяли двухфакторный дисперсионный анализ, критерии Фишера или хи-квадрат Пирсона с поправкой Йетса [7, 14].
При определении стоимости курса терапии сравниваемых схем лечения больных с ТЧМТ учитывали только прямые затраты (стоимость исследуемого препарата и лекарственных препаратов в составе стандартной терапии, а также стоимость вспомогательных материалов: систем для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов, спирта). Цены на лекарственные препараты были взяты по данным Компендиума ОnLine по состоянию на июнь 2015 года [3]. При наличии на фармацевтическом рынке нескольких лекарственных препаратов с одинаковыми действующими компонентами, одинаковой дозировкой и формой выпуска, но разных производителей для расчетов затрат на лечение были выбраны препараты с наименьшей стоимостью упаковки.
Полученные результаты и их обсуждение
Эффективность лечения больных с ТЧМТ в сравниваемых схемах оценивали по данным динамики основных изучаемых показателей, представленных в табл. 1. В качестве интегрального показателя эффективности лечения определяли количество пациентов с улучшенным состоянием по всем приведенным показателям на 7-й день лечения. Улучшение состояния у каждого пациента оценивали по наличию достоверных изменений исследуемых показателей на 7-й день лечения по сравнению с исходными данными.
Согласно результатам оценки интегрального показателя улучшения состояния установлено, что в контрольной группе, получавшей стандартную терапию, улучшение состояния наблюдали у 3 пациентов из 19. В исследуемой группе применяемая комбинированная терапия способствовала улучшению состояния у 12 пациентов из 19 (табл. 2).
Таким образом, количество пациентов с положительной динамикой показателей в исследуемой группе, получавших на фоне стандартной терапии L-лизина эсцинат®, раствор для инъекций 1 мг/мл, было в 4 раза больше, чем в контрольной группе (63,16 против 15,79 %).
Результаты изучения безопасности препарата L-лизина эсцинат®, раствор для инъекций 1 мг/мл, показали, что препарат хорошо переносился больными, не вызывал серьезных побочных реакций и не оказывал отрицательного влияния на показатели лабораторных исследований крови и мочи.
Следующим этапом фармакоэкономического анализа было проведение расчета прямых затрат, которые включали только расходы на фармакотерапию больных согласно данным листов назначений, так как лечение в обеих группах проводили в условиях одинакового дизайна. Непрямые затраты в исследовании не учитывали.
Результаты расчета прямых затрат на фармакотерапию ТЧМТ приведены в табл. 3 и 4.
Расчет прямых затрат с наименьшей стоимостью упаковки препаратов показал, что комбинированная фармакотерапия в исследуемой группе «стандартная терапия + L-лизина эсцинат®» была более дорогостоящей по сравнению со стандартной терапией. Прямые затраты на лечение пациентов исследуемой группы превысили таковые в контрольной группе на 6714,47 грн.
Следующим этапом фармакоэкономического анализа стал расчет показателей эффективности затрат (СЕR) и обоснование выбора схемы, обладающей большей эффективностью затрат или меньшей стоимостью единицы эффективности. Результаты фармакоэкономического анализа лечения пациентов с ТЧМТ приведены в табл. 5.
Результаты анализа «затраты — эффективность» показали, что применение комбинированной терапии (стандартная терапия + L-лизина эсцинат®) имеет фармакоэкономические преимущества в лечении ТЧМТ по сравнению со стандартной терапией, поскольку имеет высокую терапевтическую эффективность лечения (12 эффективно пролеченных пациентов против 3 в контрольной группе) и характеризуется большей эффективностью затрат, т.е. меньшей стоимостью 1 эффективно пролеченного пациента.
С целью подтверждения фармакоэкономических преимуществ комбинированной терапии по сравнению со стандартной терапией в лечении ТЧМТ был проведен одновариантный анализ чувствительности к колебанию цены на препараты [18]. Было проведено сравнение стоимости курса лечения больных с ТЧМТ при применении препаратов со средней и максимальной стоимостью упаковки. Результаты анализа чувствительности представлены в табл. 6.
Полученные расчеты свидельствуют об устойчивости результатов фармакоэкономического анализа по методу «затраты — эффективность», поскольку, несмотря на увеличение затрат на курс фармакотерапии, с использованием и средней, и максимальной стоимости упаковки препаратов, показатели CER в исследуемой группе оставались значительно меньше, чем в контрольной группе.
Таким образом, результаты анализа чувствительности подтверждают, что применение комбинированной терапии (стандартная терапия + L-лизина эсцинат®) в лечении ТЧМТ имеет фармакоэкономические преимущества по сравнению со стандартной терапией независимо от изменения цены на препараты.
Выводы
1. Согласно результатам фармакоэкономического анализа «затраты — эффективность» комбинированная фармакотерапия больных с ТЧМТ по сравнению со стандартной терапией имеет значительно более выраженную клиническую эффективность и меньшую стоимость 1 эффективно пролеченного пациента.
2. Результаты фармакоэкономического анализа по методу «затраты — эффективность» устойчивы к изменению цены на препараты.
3. Применение препарата L-лизина эсцинат®, раствор для инъекций 1 мг/мл, со стандартной терапией можно считать клинически и экономически более выгодным в лечении ТЧМТ в сравнении со стандартной терапией.
4. Для большей доказательности эффективности и безопасности препарата L-лизина эсцинат®, раствор для инъекций 1 мг/мл, необходимо продолжать исследования, чтобы увеличить количество пациентов с ТЧМТ в исследовании.
Список литературы
1. Даниялова Н.Д. Наш опыт применения L-лизина эсцинат у больных с тяжелой черепно-мозговой травмой / Н.Д. Даниялова, Н.Ш. Кураев // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 327-329.
2. Квасніцький М.В. Діагностика та надання першої медичної допомоги при черепно-мозковій травмі / М.В. Квасніцький // Медицина неотложных состояний. — 2013. — № 3 (50). Електронний ресурс. Режим доступу: http://www.mif-ua.com/archive/article_print/36101
3. Компедиум 2015 ОnLine. — К., 2015. Режим доступа: http://compendium.com.ua/
4. Олійник М.В. Хронічна венозна недостатність / Олійник М.В., Приходько В.Ю. // Ліки України. — 2010. — № 3 (12). — С. 66-69.
5. Отчет клинического исследования «Открытое рандомизированное исследование по изучению эффективности препарата L-лизина эсцинат, 0,1% раствор для инъекций производства АО «Галичфарм», корпорация «Артериум», Украина, у пациентов с тяжелой черепно-мозговой травмой с целью профилактики и лечения внутричерепной гипертензии» (ІV фаза исследования) [Литература фирмы]. — Киев, 2010. — 207 с.
6. Педаченко Є.Г. Черепно-мозкова травма: сучасні принципи невідкладної допомоги, стандарти діагностики та лікування // Острые и неотложные состояния в практике врача. — 2010. — № 1 (20). — С. 5-8.
7. Принципы применения статистических методов при проведении клинических испытаний лекарственных средств: Методические рекомендации / Чубенко А.В., Бабич П.Н., Лапач С.Н. и др. — К.: Авиценна, 2003. — 60 с.
8. Спасиченко П.В. Лечение больных с тяжелой черепно-мозговой травмой с применением L-лизина эсцината / П.В. Спасиченко // Український нейрохірургічний журнал. — 2003. — № 4 (24). — С. 33-41.
9. Уніфікований клінічний протокол екстреної медичної допомоги: черепно-мозкова травма / Наказ МОЗ 15 січня 2014 року № 34. Електронний ресурс. Режим доступу: http://www.dec.gov.ua/mtd/dodatki/2014_34_ekstrena_MD/2014_protokoly_ekstrena/2014_34_22_YKPMD.doc
10. Фармакоэкономика: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.В. Яковлева, Н.В. Бездетко, О.А. Герасимова [и др.] / Под ред. Л.В. Яковлевой. — Х.: Золотые страницы. — 2013. — 158 с.
11. Черний Т.В. Исследование эффективности препарата L-лизина эсцинат® в комплексном лечении тяжелой черепно-мозговой травмы и ишемического инсульта / Черний Т.В., Андронова И.А., Черний В.И., Городник Г.А. // Международный неврологический журнал. — 2010. — № 1 (31). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mif-ua.com/archive/article/11826
12. Шлапак І.П. Епідеміологічне дослідження смертності від ЧМТ в Україні / І.П. Шлапак, В.Г. Бурчинський, М.М. Пилипенко // Український нейрохірургічний журнал. — 2005. — № 3. — С. 14-16.
13. Escins-Ia, Ib, IIa, IIb, and IIIa, bioactive triterpene oligoglycosides from the seeds of Aesculus hippocastanum L.: their inhibitory effects on ethanol absorption and hypoglycemic activity on glucose tolerance test / Yoshikawa M., Harada E., Murakami T. [et al.] // Chem. Pharm. Bull. — 1994. — Vol. 42, № 6. — Р. 1357-1359.
14. Chow S.C. Sample Size Calculations in Clinical Research / Chow S.C., Shao J., Wang H. — London: Taylor and Francis, 2003. — 358 p.