Статья опубликована на с. 32 (Мир)
Человек — удивительное существо: он может приспособиться и привыкнуть практически к любым условиям. А все потому, что наша психика — не застывшая раз и навсегда конструкция, а гибкое, пластичное образование, цель которого — сохранить наше «я» в состоянии равновесия и гармонии. Чтобы справиться с потрясениями, стрессами и всевозможными неприятностями, которые ежедневно сыплются на наши головы, мы — стоит заметить, совершенно бессознательно — используем определенные механизмы, которые собрал и описал для нас добрый дедушка Фрейд.
— Вытеснение:
«Ничего не знаю, ничего не помню»
Лучший способ справиться с травмой — забыть о ее существовании. Наша психика прекрасно об этом знает, поэтому самые ужасные мысли, впечатления и эмоции вытесняются в такие глубины подсознания, из которых извлечь их сможет разве что гипноз. Человек просто не помнит о том, что его неприятно поразило или травмировало, а оно между тем продолжает жить в его подсознании, втихую подъедать его психическую энергию и, что самое ужасное, определять его дальнейшее поведение.
— Проекция:
«Во всем виноваты снусмумрики»
Кто хитер, жаден, подл, труслив, неряшлив, не дает нам нормально жить и захватил весь мир? Конечно же, снусмумрики! Или кракозябры, или смешарики, или кто угодно другой. Главное — не мы. Думать о себе плохо — неприятное занятие, поэтому лучше спроецировать свои негативные качества на кого-нибудь другого, а заодно повесить на него вину за неприглядные последствия.
Наша психика все это очень хорошо умеет делать, благодаря чему существует такое явление, как козел отпущения — человек или коллектив, которому сначала приписывают всевозможные пороки, а потом за них же наказывают. Козлы отпущения обитают практически везде — на уровне класса, компании, рабочего коллектива и даже целого государства. Именно благодаря им мы можем чувствовать себя белыми и пушистыми.
— Замещение:
«А меня-то за что?!»
Если нас обидел кто-то сильный и страшный, например глупый сосед-спортсмен, преподаватель в универе или начальник, не стоит расстраиваться, ведь для кого-то такую же опасность представляем и мы сами. Можно прийти домой и нагрубить бабушке, пнуть собачку или младшую сестренку, довести до истерики продавщицу в магазине… Да мало ли способов снять напряжение!
Замещение — это такой психический механизм, который позволяет перенаправить негативные эмоции с более опасного объекта на значительно менее опасный. Японцы, которые вместо обеда избивают чучела своих топ-менеджеров, занимаются именно этим.
— Отрицание:
«Это невозможно»
Зачастую отрицание — первая реакция на плохие, очень плохие новости. «Этого не может быть», — говорит человек, спасая целостность своего привычного и уютного мира, его логику и мнимую устойчивость. Он пробует вести себя так, будто ничего не произошло, отказывается верить и видеть изменения. Но в позе страуса нельзя пребывать вечно, в противном случае — клиника.
— Рационализация:
«Не больно-то и надо»
Что, опять не взяли на работу? Ничего, у них все равно зарплата маленькая, а вкалывать пришлось бы по полной. Не хватает денег, чтобы купить модный гаджет? Да кому нужны все эти функции, ими же никто не пользуется. Отказала девушка? Не так уж она и хороша, один нос чего стоит…
Да-да, правильно, чтобы лишний раз не расстраиваться, нужно все хорошенько и логичненько объяснить. Дело в том, что всяческие рациональные построения обладают одним чертовски важным качеством — они объективны, то есть закономерны, то есть необходимы. То есть мы со всем своим сложным и прекрасным внутренним миром не имеем к ним никакого отношения. Поэтому и страдать нечего: если вуз плохой, а его репутация сомнительна, то к чему расстраиваться, если ты в него не поступил?
— Регрессия:
«Агу-агу-гг-гу-а-а!..»
Как хочется иногда вернуться в детство — в то прекрасное время, когда мы чувствовали себя в безопасности, когда не надо было думать о будущем, принимать решения и лезть из кожи вон, а весь круг обязанностей исчерпывался играми, послеобеденным сном и пятиразовым питанием…
В критических ситуациях наша психика стремится к тому же, поэтому начинает предлагать нам различные детские модели поведения — возвращение на предыдущие стадии развития. Прикинуться дурачком, пососать пальчик, свернуться калачиком, надуться и не разговаривать — все это указывает на то, что человек принял защитную позу и пытается таким образом спастись от окружающего мира.
— Реактивное образование:
«У кого что болит, тот о том и говорит»
Обычно ярые борцы с чем бы то ни было вызывают у нас некоторое подозрение: а не борются ли они сами с собой? Действительно, избыточная страстность в подобных вещах указывает на эмоциональную значимость проблемы для самого субъекта.
Так, Фрейд считал, что излишняя активность в борьбе с гомосексуализмом свидетельствует о наличии у человека соответствующих побуждений. Заметив это, психика вытеснила их в подсознание и запустила реактивный процесс: теперь человек все свои силы направляет на борьбу с тем, что беспокоит его больше всего.
— Сублимация:
«Душа болит, а рука пишет…»
Поэты, художники, писатели и прочие музыканты рождаются из страданий — об этом знают все, кто хоть раз брался за кисть, перо или струну. Искусство помогает сделать жизнь выносимой, а в некоторых случаях — даже восхитительной. Когда любимая не любит, одолевает печаль, а тоска и одиночество пробираются в самое сердце, что мы делаем? Правильно, начинаем творить! То есть преобразовывать свою негативную энергию в социально приемлемые формы поведения. Во всяком случае, это уж лучше, чем заставлять любимую любить, а окружающих людей — печалиться вместе с нами.
27 цитат Ремарка о самых прекрасных чувствах на свете
Он писал о потерянном поколении, которому нет места среди людей, не переживших ужасы войны. Война в его романах страшная, ломающая волю, веру и судьбу человека. А любовь — страстная, всепоглощающая и пронизывающая всю жизнь целиком. Такая любовь способна излечить самые жестокие раны, нанесенные человеком человеку.
Это лучшие цитаты из книг Ремарка «Три товарища», «Триумфальная арка», «На Западном фронте без перемен» и «Жизнь взаймы». В каждом из этих романов отражены весь жизненный опыт и сердце известного немецкого писателя.
1. «Нет, — быстро сказал он. — Только не это. Остаться друзьями? Развести маленький огородик на остывшей лаве угасших чувств? Нет, это не для нас с тобой. Так бывает только после маленьких интрижек, да и то получается довольно фальшиво. Любовь не пятнают дружбой. Конец есть конец».
2. Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, кого ты в прошлом любил.
3. Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого? Ты только никого не подпускай к себе близко. А подпустишь — захочешь удержать. А удержать ничего нельзя…
4. До чего же теперешние молодые люди все странные. Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично. Вряд ли это приведет к хорошему концу.
5. Человеческая жизнь тянется слишком долго для одной любви. Просто слишком долго. Любовь чудесна. Но кому-то из двух всегда становится скучно. А другой остается ни с чем. Застынет и чего-то ждет… Ждет, как безумный…
6. Только тот, кто не раз оставался один, знает счастье встреч с любимой.
7. Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки.
8. Всякая любовь хочет быть вечной. В этом и состоит ее вечная мука.
9. Женщина от любви умнеет, а мужчина теряет голову.
10. Только если окончательно расстанешься с человеком, начинаешь по-настоящему интересоваться всем, что его касается. Таков один из парадоксов любви.
11. Только несчастный знает, что такое счастье. Счастливец ощущает радость жизни не более, чем манекен: он только демонстрирует эту радость, но она ему не дана. Свет не светит, когда светло. Он светит во тьме.
12. Просто счастливы нынче только коровы.
13. О счастье можно говорить минут пять, не больше. Тут ничего не скажешь, кроме того, что ты счастлив. А о несчастье люди рассказывают ночи напролет.
14. На самом деле человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время и когда его не подгоняет страх. И все-таки, даже если тебя подгоняет страх, можно смеяться. А что же еще остается делать?
15. Одиночество легче, когда не любишь.
16. Самый чудесный город — это тот, где человек счастлив.
17. Родиться дураком не позор. А вот умереть дураком стыдно.
18. Чем примитивнее человек, тем более высокого он о себе мнения.
19. Нет ничего утомительнее, чем присутствовать при том, как человек демонстрирует свой ум. В особенности если ума нет.
20. «Еще ничего не потеряно, — повторил я. — Человека теряешь, только когда он умирает».
21. Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя.
22. Кто хочет удержать — тот теряет. Кто готов с улыбкой отпустить — того стараются удержать.
23. Чем меньше у человека самолюбия, тем большего он стоит.
24. Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать.
25. Если хочешь, чтобы люди ничего не заметили, не надо осторожничать.
26. Запомни одну вещь, мальчик: никогда, никогда и еще раз никогда ты не окажешься смешным в глазах женщины, если сделаешь что-то ради нее.
27. Мне казалось, что женщина не должна говорить мужчине, что любит его. Об этом пусть говорят ее сияющие, счастливые глаза. Они красноречивее всяких слов.