Газета «Новости медицины и фармации» 9 (583) 2016
Вернуться к номеру
Письма с заграничной больничной койки
Авторы: Борис Пухлик - профессор, Винницкий национальный медицинский университет имени Н.И. Пирогова, г. Винница, Украина
Разделы: От первого лица
Версия для печати
Статья опубликована на с. 28 (Мир)
Продолжение. Начало в № 11(544), 2015
Письмо 15. Отпуск,
или О стратегии имитации
Лучше ничем не заниматься,
чем заниматься ничем.
Плиний Младший
Удалось запастись препаратами и приехать в двухмесячный «отпуск» в Украину. Там эти препараты мне ничего не стоят, тут — примерно треть миллиона гривен в месяц. Я уже писал о цинизме украинских протоколов оказания медицинской помощи при конкретных заболеваниях, которые бездумно списаны с европейских аналогов без учета стоимости этих препаратов. То есть Минздрав (МЗ), даже не поинтересовавшись экономическими нюансами, на мой взгляд, просто негуманно разместил на своем сайте этот, списанный с зарубежного, и многие другие абсолютно невыполнимые гражданами Украины протоколы.
Есть и не менее важный аспект бездумного копирования и легитимизации зарубежных протоколов. На днях в Сумах (судя по сообщениям в Интернете) от анафилактического шока умер семилетний мальчик, и, конечно, прокуратура завела дело против медиков. Теперь спрашиваю врачей: как вы думаете, сядет или не сядет лечащий врач мальчика? Я думаю, что сядет, поскольку вряд ли кто-либо в Украине в состоянии провести раннее выявление сенсибилизации к какому-либо препарату — так, как это регламентирует появившийся в прошлом году соответствующий протокол оказания помощи при лекарственной аллергии. Ранее я многократно предупреждал МЗ о невыполнимости в Украине этого протокола, просил исключить меня из числа его «создателей», но увы.
Таким образом, украинское здравоохранение, стремясь походить на таковое в развитых странах, лишь имитирует существование нормативной документации (протоколы и пр.), поскольку не заботится о реальной возможности реализации этих документов. К сожалению, на мой взгляд, «стратегия имитации» вообще типична для нынешней Украины. Об этом ниже.
Если начать с главного, то мне кажется, что сама возможность нормальной жизни в Украине скорее имитируется, нежели реально существует. Как ранее писалось, до 90 % населения Украины находится за чертой бедности (данные ООН). Я действительно не понимаю, как, зарабатывая 2000–3000 грн/мес, врач, учитель, инженер (даже если в семье работают двое) может содержать семью. Как может прожить пенсионер с 1300–1500 грн пенсии? Кто будет наполнять бюджет, если основное внимание в стране приковано к армии, полиции, прокуратуре, судам, а на экранах телевидения сменяют друг друга подчас косноязычные депутаты? В Виннице давно не работает ни одно из крупных предприятий, мы уже импортируем сельхозпродукцию даже из Беларуси, на базарах и в магазинах все дорого, а, скажем, свой урожай яблок некому продавать.
В больнице (заболела жена), получив сначала стандартный листок с набором обязательных закупок (включающий даже хозтовары), а потом, неоднократно, и перечень необходимых препаратов (к медперсоналу и условиям пребывания претензий не было), я уже на своей шкуре понял, что пенсионеру, бюджетнику в Украине болеть ни в коем случае нельзя. Препараты за год поднялись в цене в разы, и полагаю, что честная статистика должна зафиксировать существенное превышение смертности населения над рождаемостью. Как это впоследствии назовут, каким мором, я, возможно, и не успею узнать, но уверен, такие времена наступят. И, не сомневаюсь, официальная статистика врет, указывая, что в Украине 42 млн жителей. Думаю, на 8–10 млн меньше.
Под угрозой не только старики, но и дети. Нельзя имитировать «счастливое детство» или заботу о детях, проигнорировав важнейшее направление здравоохранения — иммунопрофилактику инфекций и других опасных заболеваний. Это ставит страну перед серьезнейшей угрозой массовых заболеваний. Наверное, только за счет созданного раньше коллективного иммунитета в детских коллективах пока нет вспышек дифтерии, полиомиелита и пр. Бесконечно раздаются призывы о помощи в связи с отсутствием противостолбнячной, противоботулинистической, антирабической и других популярных вакцин. Впечатление, что Украина вернулась в XIX или начало XX века.
Я уже писал о том, кто недавно руководил здравоохранением в Украине, насколько они были далеки от ее реалий. Теперь должность министра здравоохранения и, как сказал премьер-министр, «карт-бланш на все действия» неожиданно получила врач-радиолог, выходец из США, общественный активист. Я готов верить в ее честность, желание изменить ситуацию к лучшему, но как-то не уверен в наличии необходимого профессионализма и понимании ею специфики украинского здравоохранения. Мы уже наделали массу глупостей, внедряя, казалось бы, проверенную опытом многих стран семейную медицину, которая так и не проникла в самую важную для нее точку — сельское здравоохранение, зато разрушила неплохо работающую в городах систему участковой медицины. Теперь из МЗ идут идеи об исключении врачей из выездных бригад скорой помощи и замене их парамедиками, о развитии трансплантации. С этого ли нужно начинать новому министру?
За время, когда я писал эту серию статей, моя дочь, проработавшая свыше 10 лет в израильском центре трансплантации легких, прошла годичную стажировку в Канаде и переехала работать в США. Так вот, перед приемом на работу она, среди прочего, сдала анализ на наличие в организме следов никотина. То есть в США курящего врача на серьезную работу не возьмут. Может, эту бесплатную новацию следует внедрять новой и.о. министра, ибо массово курят наши люди в белых халатах.
Очень бы хотелось, чтобы у нас хотя бы за 25 лет независимости состоялось здравоохранение. Чтобы не сидели в синем здании на Грушевского до тысячи человек, руководимые проходимцами или непрофессионалами. Я уже писал, что в МЗ достаточно 20–30 специалистов, а «под ними» — функционирующие оргметодотделы научных институтов (это когда-то было), хорошо знающие что, как и в какой сфере нужно делать.
Имитацией внедрения страховой медицины, о которой говорят все 25 лет независимости в Украине, я бы назвал законопроект госпожи О. Богомолец о государственной страховой медицине. Кто будет платить за своих сотрудников или подопечных в разоренной стране, уважаемая? Кроме «Нафтогаза», Администрации Президента, Верховной Рады и нескольких еще не разворованных банков, я таких учреждений или институций не вижу. Может, Пенсионный фонд, «объедающий бюджет», заплатит за стариков? Или уничтоженный малый бизнес?
Наконец (и это касается здравоохранения), нельзя забывать о том, что все так же продолжается война (с имитацией под АТО) и все так же не очень понятны ее стратегия, тактика и цель. Вроде бы идут какие-то переговоры в Минске, но не имитация ли это крайней необходимости остановить кровопролитную бойню, уже унесшую с обеих сторон десятки тысяч жизней? По-моему, только Н. Савченко, которую уже оплевали, кто только мог, искренне хочет ее прекратить. Все остальные надеются, что то ли исчезнет Путин, распадется Россия, то ли боевики сами перестреляют друг друга, то есть на авось и чудо. При этом не секрет, что очень многие делают деньги на войне.
А помните послевоенную разделенную Германию, Берлинскую стену и тысячи людей, преодолевавших ее со стороны бедной совковой Германии? Наладьте нормальную жизнь в Украине, и никакой Путин не помешает вернуться в состав Украины Крыму и части Донбасса. Прибегут и из России. И наоборот, если все будет идти как сейчас, не потеряем ли мы еще миллионы людей и квадратные километры территории?
А в это время имитируется дорога с «двусторонним движением» в Украину и Европу для всяческих товаров, включая медпрепараты. Только вот из Украины и некому, и нечего вывозить, а завозимое в Украину добивает собственного производителя. Никого не интересует, почему, скажем, для импортных препаратов создана «сверхскоростная дорога», а препараты собственного производства должны регистрироваться или перерегистрироваться месяцами.
Или, например, как оценить «экспертизу» в МЗ смены адреса винницкого предприятия «Иммунолог», которая уже повлекла за собой изменения во всей многообразной документации препаратов-аллергенов. То есть «сверху» название многих улиц изменили, а оплачивать эту «хотелку» приходится предпринимателям. Уже не говорю о политических аспектах переименования названий городов и улиц с многочисленными скандалами (вспомните Комсомольск Полтавской области — Горишние Плавни, Московский проспект в Киеве — проспект С. Бандеры и др.). Кстати, вряд ли случайно после этого польский сейм выступил с резолюцией о Волынской резне.
А в остальном, прекрасная маркиза… Нет, вроде бы жизнь в стране идет: в доме — холодная и горячая вода, работают магазины и базары, идет приемная кампания в вузы (правда, говорят, что начальнички уже нашли отмычку к внешнему «независимому» тестированию), строятся дороги, правоохранительные органы, занятые драчкой между собой, «почти» садят в тюрьмы высокопоставленных воров и коррупционеров, имитируется введение электронных деклараций «высокопосадовцив», продолжается варварское вырубывание лесов в Карпатах и т.д.
Представляете, как мы выглядим со стороны и что о нас думают те, у кого мы бесконечно просим денег и, что еще хуже, даже те, с кем воюем? Тем не менее жизнь, каковой бы она ни была, продолжается, и, наверное, она сильнее любых властей и мудрее автора. «И это пройдет», — говорил царь Соломон. Правда, к сожалению, вместе с нами.
Продолжение следует