Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 3 (608) 2017

Вернуться к номеру

Письма с заграничной больничной койки

Авторы: Борис Пухлик
профессор, Винницкий национальный медицинский университет имени Н.И. Пирогова, г. Винница, Украина

Разделы: От первого лица

Версия для печати

Продолжение. Начало в № 11(544), 2015
Письмо 20.
Небоевые потери Украины
А жизнь остается прекрасной всегда,
хоть старишься ты или молод.
Из песни об Одессе
Не исключаю, что переполнится чаша читательского терпения и я со своими «записками» стану неинтересен. Пока надеюсь на понимание того, что старость наряду со многими недостатками приносит и мудрость (правда, не всем, ибо должно присутствовать сочетание ума и совести). И что-то мы, пожилые, вам открываем. Где-то нам виднее. Сегодня я еще раз хочу сказать об очень важном: об умирании населения Украины. Согласитесь если что-то невыгодно власти, она об этом умалчивает. Не так уж давно украинцев было 52 млн. За все годы независимости ни разу не было переписи населения, и это не случайно. Я не первый раз говорю о том, что, возможно, нас теперь не больше 35 млн. Страна исчезает, если умирает больше людей, чем рождается, и причины тому разные.
До начала войны Украина теряла 80 человек в час, что означало для нас позорное второе место в мире по уровню количества смертей на тысячу человек (15,72) между Южной Африкой (17,49) и Лесото (14,91), тогда как средний уровень в Европе составлял около 10. Украинцев становится все меньше: за 6 месяцев 2015 года в стране умерло на 114,9 тыс. людей больше, чем родилось. За аналогичный период 2014 года естественная убыль населения составила 96 тыс. человек. Но реальные потери много больше, ведь Госстат приводит данные без Донбасса и Крыма.
Каждый третий украинец умирает в трудоспособном возрасте, а каждый десятый не доживает до 35 лет. Кривая смертности в Украине начинает резко расти с возраста 20 лет, в то время как в Европе и США — после 40 лет. Именно этим обусловлена низкая продолжительность жизни украинцев (в 2013 году — 66,3 года для мужчин и 76,2 — для женщин). Наши соотечественники живут в среднем на 10 лет меньше, чем граждане стран Евросоюза. «Так происходит за счет высокой преждевременной смертности мужчин трудоспособного возраста, — рассказывает научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи Наталья Левчук. — Из десяти 15-летних юношей в Украине до 60 лет доживают 6–7, а во Франции или Германии — 9. Мужчины чаще всего умирают именно из-за внешних причин, причем доминирующим фактором является алкоголь».
Украина традиционно находится во второй половине списка в международных рейтингах, оценивающих долголетие граждан мира. В списке Life Expectancy Index 2014 наша страна заняла 124-ю строчку из 191. Впереди нас не только Европа и Америка, но и такие страны, как Самоа, Палестина, Камбоджа, Гондурас.
При этом рождаемость быстро сокращается: всего за январь — июнь 2016 года в стране родилось чуть более 198,3 тыс. детей. Это на 32,5 тыс. меньше, чем за аналогичный период 2015 года. И такая разрушительная демографическая тенденция постепенно набирает силу. «Гибель 10 тысяч украинцев в сражениях — ужасная трагедия… Но на общих показателях смертности и рождаемости это пока не сказывается», — отмечает Э. Либанова. Слишком несопоставимы масштабы: всего в Украине от всех причин в 2015 году умерло 595 тыс.чел. Ежедневно население нашей страны уменьшается на 2000 человек. Попробуем еще раз сказать о важных причинах этого.

Туберкулез и другие заболевания

Главная причина смерти населения в Украине, как и во всем мире, — это сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ). Но хочу начать с того, что больше замалчивается и в чем я более компетентен. С туберкулеза (ТБ). Думаю, наша и.о. министра о нем вообще плохо знает, ибо в Штатах ТБ очень мало, а если и есть, то у «свежих» эмигрантов. Помню, как сбегались врачи смотреть на положительную реакцию Манту у моих девочек: в Израиле инфицированность ТБ — редкость, не превышает 5–7 %. А в Украине до 90 % старших школьников и студентов заражены ТБ. Украина издавна лидировала по ТБ в Европе, сейчас — на втором месте, а Донецкая и Луганская области в этой части были всегда «передовыми». Только из-за этого Европа должна была бы окружить нас колючей проволокой, а не рассматривать безвиз.
Что же должно быть сейчас, когда повсеместно в Украине резко сократили число коек в противотуберкулезных учреждениях, когда в Институте фтизиатрии и пульмонологии сотрудников перевели на 0,5 ставки, когда повсеместно были проблемы с вакциной БЦЖ, когда по организационным и техническим причинам снизился охват флюорографией? Конечно, в информировании Минздрава, властей и населения о проблемах ТБ велика роль нашего единого Института фтизиатрии и пульмонологии. Я вырос как ученый в этом уважаемом институте, у меня сложные отношения с его руководителем, поэтому неприлично мне «катить бочку» на институт. Единственное, что скажу: нельзя менять приоритет деятельности института с туберкулеза на пульмонологию, когда в стране прогрессирует эпидемия ТБ и когда это единственное профильное учреждение. Но и нельзя сваливать большинство проблем этой эпидемии на институт: туберкулез — это социальное заболевание, и пока не станем жить лучше, о положительных сдвигах в распространенности и качестве ТБ можно забыть. Правда, проклятые «коммуняки», при которых в Украине было 7 институтов туберкулеза, множество противотуберкулезных коек, снизили эпидемию ТБ с убикварной (сплошной) до 100/100 тыс. населения, экономика УССР и противотуберкулезная служба снизили заболеваемость до 70/100 тыс., а с нынешней властью и нашей жизнью имеем 105/100 тыс. жителей Украины.
Однако замминистра здравоохранения Оксана Сивак («Укринформ») сообщила, что по сравнению с 2015 годом мы уже имеем рост заболеваемости ТБ на 8 %. По ее данным, в 2015 году уровень заболеваемости составлял 70,5 человека на 100 тысяч населения, хотя по расчетным данным количество больных должно составить 100–105/100 тыс. человек. По словам Сивак, 75 % тех, кто впервые заболел ТБ, — представители незащищенных слоев населения, 58,4 % из них — безработные лица трудоспособного возраста, 5 % — лица без постоянного места жительства, 1 % — лица, которые вернулись из мест лишения свободы. Среди впервые зарегистрированных больных ТБ 12,1 % составляли больные, которые злоупотребляют алкоголем, и 7 % — потребители инъекционных наркотиков.
Каждый час в Украине регистрируется 4 больных с туберкулезом, и каждый час один такой больной умирает, среди них — дети, количество которых с каждым годом увеличивается. Ежегодно в нашей стране регистрируется до 40 тысяч впервые заболевших ТБ, умирает 10 тысяч. 500 тысяч украинцев находятся на диспансерном учете по поводу ТБ, из них 90 тысяч — с открытой формой (до 30–40 % таких больных умирает). Только каждый второй выходит из болезни очень относительно здоровым человеком. А ведь европейская норма — 85 %, то есть из шестерых вылечиваются пятеро. К сожалению, имеем устойчивый рост заболеваемости туберкулезом среди детей. В 2015 году зарегистрировано 112 случаев заболеваемости туберкулезом органов дыхания среди детей против 89 случаев в 2014 году.
Кроме того, в последние годы в Украине растет заболеваемость мультирезистентными формами ТБ (устойчивые формы к противотуберкулезным препаратам). С 2009 года количество таких больных выросло более чем вдвое: с 3482 человек до 8440 в 2015 году. В 2014 году Украина стала лидером по этому показателю в Европе. А незнающим напомню, что мультирезистентный ТБ в большинстве случаев неизлечим, то есть страшнее рака, а эпидемиологи в США боятся таких больных больше, чем чумных.
В мирной Украине всегда в сфере заболеваемости, болезненности и смертности от ТБ лидировали Донецкая и Луганская области. А что же сейчас, когда именно там развернулись боевые действия? По данным Минздрава, только в восточных регионах страны до начала боевых действий проживало 15 % выявленных и взятых на учет больных ТБ в Украине. С усилением миграции населения ситуация с ТБ оказалась на грани критической. «На конец января 2017 года на подконтрольных боевикам ДНР территориях было зафиксировано более 25 000 случаев заболевания ТБ (рост на 54 %). Особенно критическая ситуация, по словам местных эпидемиологов, сложилась в районе линии разграничения. Обострение эпидситуации в приграничных районах в первую очередь обусловлено тем, что среди военнослужащих возросло количество бывших заключенных с открытой формой ТБ. Неконтролируемые выезды таких военнослужащих в города «республики» резко обостряют заболеваемость среди населения этих городов», — говорится в докладе.
Думаю, что не лучше дела с ТБ на контролируемых Украиной территориях Донбасса, особенно в войсках. Негоже человеку сидеть и лежать на морозе, в окопах и блиндажах, кое-как питаться, спать скученно, испытывать постоянный стресс. Может, прислали туда передвижные флюорографы, провели бактериологическое обследование, или как-то иначе подсуетился наш институт и МЗ? Скажем, предложили прививать против гриппа или пневмонии, которые «приманивают» ТБ? Минобороны, может, начало кормить полноценно людей и искоренило пьянство? Не слышал о таком.
Хочу спросить: а как дела с туберкулезом у беженцев из Донецкой и Луганской областей, которые сейчас «рассыпаны» по Украине? Кто-нибудь это изучал? Думаю, не намного лучше, нежели в ДНР и ЛНР. Ведь ТБ — инфекционное заболевание, которое «любит», когда недоедают, когда не обследуются, когда не лечатся. И какова роль ТБ в гибели людей — опять-таки некому сказать, а ведь ТБ не всегда является непосредственной причиной смерти, он ведь тоже издавна ведет с человечеством гибридную войну.
Как уже говорилось, болезни системы кровообращения (ССЗ) — одна из наиболее значимых причин смерти украинцев. За последние 25 лет количество случаев ССЗ среди населения Украины возросло в три раза. В 2014 году из-за них умерло 67,3 % всех почивших граждан. Именно ССЗ — причина трети инвалидностей. На втором месте — новообразования (опухоли), которые унесли жизни 13,3 % украинцев. На третьем — внешние причины — несчастные случаи, отравления, травмы, ДТП, убийства, самоубийства и т.д. (6,3 %). На фронте за это время погибло 3394 украинца.
В структуре заболеваемости взрослого населения ССЗ лидируют гипертоническая болезнь (ГБ) — 41 %, ишемическая болезнь сердца (ИБС) — 28 %, цереброваскулярные болезни (ЦВБ) — 16 %, в структуре их распространения — 46, 34 и 12 % соответственно. Распространенность ГБ среди населения за период 1991–2013 гг. выросла в 3,6 раза, ИБС — в 3,3 раза, ЦВБ — в 2,4 раза. В течение отмеченного периода уровень смертности взрослого населения от ССЗ в нашей стране вырос вдвое.
Как указывает Светлана Антоняк, десятки тысяч людей живут в Украине, не зная, что больны гепатитом С («ласковый убийца», как его иногда называют). Уровень заболеваемости среди украинцев вирусным гепатитом С поражает: страна занимает первое место в Европе по темпам его распространения. Однако большая часть украинцев не знает о своем заболевании. Во-первых, потому что случаи хронического гепатита С стали регистрировать только в 2009 году. Во-вторых, потому что чаще всего гепатит С можно обнаружить во время случайных клинических исследований. У 80 % больных этот вирус обнаруживают уже на хронической стадии, у 15 % из них может развиться цирроз, а у 7–10 % — рак печени. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Украине до 8 % населения живет с вирусом гепатита С. В европейских странах заболеваемость снизилась в десятки раз, а в Украине — резко повысилась.
По данным статистики, в 2015 году на диспансерном учете стояло около 60 тысяч больных вирусными гепатитами. В этот период произошел резкий рост смертности, достигнув почти 45 %. По оценкам экспертов, эти цифры нужно увеличить минимум втрое, чтобы приблизиться к реальной ситуации. Причин много: недостаточное финансирование госпрограммы по лечению вирусных гепатитов (20–25 % от потребности), низкий уровень диагностики, отсутствие скрининговых и профилактических мероприятий.
Онкология. Украина на втором месте в Европе по темпам распространения рака. Ежегодно в Украине более 160 тыс. человек узнают, что они онкобольные, умирают около 90 тыс. человек, из них 35 % — люди трудоспособного возраста. Ежедневно заболевают раком 450 человек, из них погибают 250. Риск развития онкологических заболеваний составляет 27,7 % для мужчин и 18,5 % для женщин. Злокачественные новообразования поражают в Украине каждого четвертого мужчину и каждую шестую женщину. До 2020 года количество впервые заболевших раком в Украине, очевидно, превысит 200 тыс. чел. Онкологическая заболеваемость стабильно возрастает на 2,6–3 % в год, и рак продолжает «молодеть». Казалось бы, по этим показателям мы не сильно отличаемся от развитых стран, однако следует учитывать, что средняя продолжительность жизни украинцев на 10–20 лет ниже, а заболеваемость раком существенно возрастает после 50 лет. И далеко не каждый украинец доживает до «своего рака», умирая от других причин.
ВИЧ/СПИД. За одиннадцать месяцев 2016 года в Украине, по данным МЗ Украины, было зарегистрировано 15 245 новых случаев ВИЧ-инфекции (из них 2592 ребенка до 14 лет). С 1987 года в Украине зарегистрировано 295 603 новых случая. Это заболевание остается неизлечимым.
Названы лишь те заболевания, которые наиболее опасны и на слуху. А ведь «несть им числа»…
Наш Минздрав уже издал циркуляр о госпитальных округах, много раз твердил о необходимости людям выбирать семейных врачей. Но пока, по сведениям моих коллег, ничего реально в здравоохранении Украины не меняется, кроме политики минимизации расходов на него. «Далеки они от народа», как говорили когда-то о декабристах.
А что могут сделать сами люди в борьбе с заболеваниями и при разрушенном здравоохранении, руководимом некомпетентными людьми, и при тотальной бедности, когда нечем заплатить за обследование и лечение? Сейчас в стране как минимум 741 тысяча человек одиноких пожилых людей. В докладе ООН говорится о трех миллионах граждан Украины, брошенных властью на произвол судьбы. На 1000 работающих приходится 743 пенсионера. 7,4 млн пенсионеров получают около 1100 грн, еще 5 млн имеют пенсию до 3000 грн, 2,5 млн пенсионеров стараются еще работать. Доходов (только официально) едва хватает на питание у 51 % населения, бедными себя считают 76 % украинцев, доходы ниже расчетного прожиточного минимума — у 52 %. А неофициально…

Небоевые поражения в войне

Известно, что с 2014 года из-за войны на Донбассе погибло приблизительно 2 тысячи мирных жителей, еще 6–7 тысяч были ранены. Но это как бы прямое следствие войны. А я о другом, о статье О. Братущака из «Правды Украины» о «небойових втратах» в нашей армии. В 2016 году количество небоевых потерь Вооруженных Сил Украины в АТО превысило боевые — официальный ответ на запрос автора в январе этого года от Министерства обороны Украины. Но вот по официальной справке Департамента информации и оргработы Минобороны в 2016 году погибло 211, ранено 1188 военнослужащих, а «небойовi втрати» составили 256 человек (самоубийство, болезни, неосторожное обращение с оружием, отравления — алкоголем?). В 2014 году таких потерь было 252, в 2015 — 171.
В общем, разные источники рассказывают и о том, что небоевые потери считают как боевые, и о случаях, когда фальсифицируют причину смерти военного. Понятно, что после обнародования летом 2016 года военной прокуратурой цифры (1294) в дальнейшем количество небоевых потерь могло только увеличиваться. Поэтому странно выглядят последние данные Минобороны, что почти за три года ведомство насчитало лишь 655 случаев небоевых потерь среди военнослужащих ВСУ.
Если сравнить цифры МО и Генштаба за 2015 год, то получится, что за 2 месяца (октябрь — ноябрь) в рядах ВСУ было 234 «небоевых» погибших военнослужащих. Это почти 5 человек в день, что в разы превышает средние показатели. Следовательно, можно предположить, что эти две цифры являются сомнительными.
При этом не все опрошенные автором источники информации сходятся на одном: злоупотребление алкоголем является основной причиной большинства небоевых потерь. Во-первых, они подтверждают многочисленные неофициальные свидетельства, что в подавляющем большинстве историй с небоевыми потерями фигурирует алкоголь. Во-вторых, описанные в судебных приговорах истории четко указывают на небоевой характер гибели военных.
В отличие от украинской армии в американской факты небоевых потерь не скрывают, а изучают, затрачивая на это десятки миллионов долларов. Все для того, чтобы уменьшить количество погибших не в сражениях. Так, оказалось, что в 2014 году каждый день накладывали на себя руки 22 ветерана армии США. Нам нужно понимать, что когда-то война закончится и десятки тысяч бывших военнослужащих, искалеченных физически и психически, с припрятанным оружием вольются в народные массы. Что тогда ждет всех нас?
Я сейчас живу в стране, которая воюет с самого момента ее основания. Однако человеческие потери в некоторых войнах — до десятка людей. И, естественно, никоим образом тяжесть войн, усиление обороноспособности не ложится камнем на население, не ведет к вымиранию нации. Теперь, оказывается, и в Украине, откуда я уехал, также складывается ситуация бесконечной войны. Не чувствуется, что у нас есть хоть один государственный деятель, который искренне хочет мира. Желающих нажиться на войне, не рискнув своим здоровьем или головой своих детей, а потом замолить грехи в собственных церквах — сколько угодно. Ни у кого нет понимания, что коррупция, воровство, мародерство в конечном итоге ведут к постепенному исчезновению с карты мира такой большой страны, как Украина.
Таким образом, друзья, я поднял только часть проблем, которые видны издалека, из другой страны. Ее принципиальное отличие от Украины — в ценности каждого своего человека. Каюсь, я так расхваливал систему домов престарелых (бейтоводов) в Израиле, а теперь здесь разгорелся крупный скандал и выявились случаи насилия над стариками. Но при всех израильских «негараздах» я бы очень хотел, чтобы у нас в Украине было хотя бы вполовину так. Чтобы семьи имели до 10 детей, чтобы старики жили до 80 лет, чтобы никто не знал о проблеме недоступности лекарств, чтобы бывшие военнослужащие легко адаптировались в обществе, пересдавали на более высокие баллы «багрут» (аттестат об окончании школы), поступали бы в вузы (а деньги на учебу они собрали за период службы в армии). Ведь украинский народ ничем не хуже, если, правда, не вспоминать о том, кого и как он избирает. Разруха в головах?
Продолжение следует


Вернуться к номеру