Газета «Новости медицины и фармации» 3(234) 2008
Вернуться к номеру
Эффективность энтеросорбента Энтеросгель в комплексной антихеликобактерной терапии пептических язв
Авторы: С.М. ТКАЧ, Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца
Рубрики: Гастроэнтерология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Язвенная болезнь (доброкачественные Н.рylori-позитивные пептические язвы желудка и/или двенадцатиперстной кишки) является очень распространенным заболеванием, которым страдает 10–15 % взрослого населения. В странах Восточной Европы в 90 % случаев пептические язвы ассоциированы с инфекцией H.pylori (Нр). В Украине зарегистрирован 1060000 больных язвенной болезнью (ЯБ), которая впервые диагностируется приблизительно у 70000 людей в год. При лечении ЯБ без антихеликобактерных средств часто наблюдаются рецидивы (60–80 % на протяжении года) и осложнения (у 15–20 % больных). Благодаря применению новых алгоритмов лечения больных тип течения ЯБ значительно изменился. Современные подходы к курации больных с ЯБ не только снижают стоимость лечения и повышают качество жизни, но и способствуют ее полному излечению.
Основной стратегией лечения ЯБ является проведение антихеликобактерной терапии (АХТ), которая в большинстве случаев позволяет полностью излечить болезнь. Согласно международным консенсусам, основной метод АХТ — 7-дневная тройная терапия на основе ингибиторов протонной помпы (ИПП), которые являются основными противоязвенными средствами. Эффективность тройной терапии в разных странах составляет 80–93 % в зависимости от примененных препаратов, продолжительности АХТ, резистентности к антибиотикам, индивидуальной чувствительности пациентов к ИПП, комплайенса больных, наличия побочных эффектов терапии. Ни в одном клиническом исследовании пока не было достигнуто 100% эффективности АХТ, а частота побочных эффектов остается довольно высокой (40–50 %). Поэтому поиск новых методов и средств лечения Нр-позитивных пептических язв, которые вместе с антихеликобактерной эффективностью имели бы невысокую частоту побочных эффектов, продолжается.
Учитывая, что среди побочных эффектов применения АХТ большой процент составляют гепатотоксические эффекты и диарейный синдром, перспективным направлением повышения эффективности терапии и снижения частоты побочных эффектов является дополнительное назначение средств детоксикации, в том числе энтеросорбента Энтеросгель.
Цель исследования: оценка эффективности, безопасности и переносимости препарата Энтеросгель в АХТ пептических язв желудка и двенадцатиперстной кишки, ассоциированных с H.pylori.
Обследованы 60 больных (37 мужчин, 23 женщины) 18–60 лет с Нр-позитивными пептическими язвами желудка (12 больных) и двенадцатиперстной кишки (48 больных). Болевой и диспептический синдром наблюдался у всех больных с дуоденальными язвами и у 9 из 12 (75 %) больных с язвами желудка. У 3 больных с язвами желудка наблюдались только незначительные диспептические явления.
Всем больным проводили комплексное клинико-анамнестическое, эндоскопическое, морфологическое, инструментальное и лабораторное исследование. Эффективность лечения контролировали путем определения эрадикации Нр-инфекции с помощью С13-мочевинного дыхательного теста через 7 недель после начала лечения. Пептические язвы желудка были выявлены у 12 больных, дуоденальные язвы — у 48 больных. Во время эндоскопии всем больным выполнялся уреазный тест на наличие Нр-инфекции. В исследование включались только Нр-позитивные больные. У всех больных измерение рН проводилось от входа к выходу из желудка. При дуоденальных язвах желудочное кислотообразование у абсолютного большинства больных (79,2 %) характеризовалось гиперацидностью, при язвах желудка — нормо- (33,3 %) и гипоацидностью (66,6 %). Всем больным после лечения проводился С13-мочевинный дыхательный тест. У всех больных, кроме проведения общих клинико-лабораторных исследований, исследовали общий белок и белковые фракции, общий билирубин и его фракции, печеночные пробы, сахар крови, кал на скрытую кровь. Для исключения сопутствующих заболеваний всем больным проводили УЗИ органов брюшной полости.
Все больные проходили обследование в начале исследования, на 7-й день и после окончания лечения — через 4 и 7 недель. Данные, которые были определены как критерии эффективности и переносимости, оценивались по предложенной шкале, статистически обрабатывались и сравнивались в обеих группах. По полученным результатам делали вывод о переносимости и эффективности препарата.
Данное исследование проведено как открытое сравнительное с параллельным групповым контролем. Все больные были разделены на две группы. В 1-ю группу (исследуемую) вошли 30 больных (25 — с Нр-позитивными язвами двенадцатиперстной кишки и 5 — с доброкачественными Нр-позитивными язвами желудка), которые получали Энтеросгель на протяжении первых 10 дней, а также базисную тройную АХТ (омепразол 20 мг + кларитромицин 500 мг + амоксициллин 1000 мг 2 раза в день) на протяжении первых 7 дней с последующим долечиванием ИПП (омепразол 20 мг) 1 раз в день на протяжении 2 недель (при дуоденальной локализации язвы) или 3–6 недель (при желудочной локализации язвы). 2-я группа (контрольная) из 30 больных (23 больных с Нр-позитивными язвами двенадцатиперстной кишки и 7 — с Нр-позитивными язвами желудка) получала только базисную АХТ с последующим долечиванием ИПП (омепразол 20 мг) 1 раз в день на протяжении 2 недель (при дуоденальной локализации язвы) или 3–6 недель (при желудочной локализации язвы). Распределение пациентов по группам осуществлялось путем случайной выборки. Сравнительная эффективность лечения в 2 группах больных оценивалась по следующим показателям: скорость и частота уменьшения или исчезновения клинических проявлений заболевания (через 7 и 28 дней при дуоденальной язве, 7, 28 и 49 дней — при язве желудка); частота эрадикации Нр-инфекции по данным С13-дыхательного теста через 1 мес. после окончания лечения; частота эндоскопического заживления язв желудка через 4 и 7 недель (при отсутствии первичного заживления) после начала терапии.
Результаты исследования
Все больные полностью закончили лечение. В табл. 1 представлена динамика клинических проявлений заболевания в обеих группах больных.
Как видно из табл. 1, в обеих группах больных с язвами двенадцатиперстной кишки через 7 и 28 дней лечения различий в скорости достижения положительного клинического эффекта не наблюдалось. Через 7 дней он был достигнут у 91,3 % больных основной и 92 % больных контрольной группы, а через 28 дней — у всех больных с дуоденальными язвами. При желудочных язвах количество больных с положительным клиническим эффектом через 7 и 49 дней достоверно не различалось, но через 28 дней лечения процент больных с положительным клиническим эффектом в основной группе был достоверно выше (80 vs 71,4 %, р < 0,05).
В табл. 2 представлена частота полного заживления язв желудка через 4 и 7 недель после начала лечения в обеих группах больных.
Как видно из табл. 2, отмечено достоверное различие в частоте заживления желудочных язв: если в основной группе через 1 месяц язвы заживились у 5 из 7 больных (71,4 %), то в контрольной группе в этот срок заживление отмечалось только у 3 из 5 больных (60 %, р < 0,05). Таким образом, назначение Энтеросгеля позволило повысить клинико-эндоскопическую эффективность лечения больных с пептическими язвами желудка через 4 недели лечения. Процент заживления язв желудка через 7 недель лечения в обеих группах достоверно не различался.
Частота эрадикации Нр-инфекции в двух группах больных (по результатам С13-дыхательного теста) представлена в табл. 3.
Как видно из табл. 3, в основной группе общая частота эрадикации (93,3 %) была достоверно выше, чем в контрольной группе (83,3 %, р < 0,05). Частота эрадикации Нр в основной группе была достоверно выше у больных с дуоденальными язвами (95,7 %), чем у больных контрольной группы (84 %, р < 0,05). При язве желудка частота эрадикации Нр-инфекции в основной группе (85,7 %) также была выше, чем в контрольной группе (80 %), но различие было недостоверно (р > 0,05). Таким образом, назначение Энтеросгеля сопровождалось достоверным повышением частоты эрадикации Нр-инфекции у больных с пептическими язвами двенадцатиперстной кишки и недостоверным повышением частоты эрадикации у больных с язвами желудка.
Переносимость Энтеросгеля оценивалась по частоте и выраженности побочных эффектов, которые возникали при проведении терапии (табл. 4).
Ни одного серьезного побочного эффекта при лечении зафиксировано не было. У больных обеих групп наблюдалась довольно высокая частота несерьезных побочных эффектов, которые связаны с применением в комплексе антихеликобактерной терапии кларитромицина и амоксициллина (табл. 4). В обеих группах наблюдалось достоверное различие как в частоте возникновения некоторых побочных эффектов, так и в общем их количестве. В основной группе общее количество больных с побочными эффектами было достоверно ниже, чем в контрольной (33,3 vs 46,6 %, р < 0,05). Также достоверно реже в основной группе наблюдалась частота таких побочных эффектов, как вздутие живота (16,6 vs 26,6 %), диарея (16,6 vs 30 %, р < 0,05), неприятный металлический вкус и горечь во рту (33,3 vs 46,6 %, р < 0,05), транзиторное повышение активности трансаминаз (3,3 vs 13,3 %, р < 0,05). Больше одного побочного эффекта наблюдалось у 9 больных (30 %) основной и 14 больных (46,6 %) контрольной группы (р < 0,05). Очень хорошая и хорошая переносимость лечения наблюдалась у 21 больного (70 %) основной и 16 больных (53,3 %) контрольной группы (р < 0,05). У других больных переносимость лечения оценена как удовлетворительная. Безопасность лечения оценивалась по динамике общего и биохимического анализов крови. Каких-то достоверных изменений со стороны лабораторных показателей крови, кроме небольшого транзиторного повышения активности трансаминаз после лечения, отмечено не было. Временная гипертрансаминаземия, которая устранилась без лечения, наблюдалась у 1 больного (3,3 %) основной и 4 больных (13,3 %) контрольной группы; вероятно, она была связана с гепатотоксическим действием антибиотиков.
Выводы
Препарат Энтеросгель является эффективным вспомогательным средством при Hp-положительной язвенной болезни, позволяющим достоверно улучшить клинико-эндоскопические результаты лечения язв желудка (через 4 недели) и антихеликобактерную эффективность тройной терапии у больных с Hp-положительными язвами двенадцатиперстной кишки.
Назначение Энтеросгеля больным с Hp-положительной язвенной болезнью является безопасным, достоверно снижает частоту побочных эффектов антихеликобактерной терапии и улучшает ее переносимость.
1. Передерий В.Г., Ткач С.М., Скопиченко С.В. Язвенная болезнь: прошлое, настоящее, будущее. — К., 2003. — 256 с.
2. Bazzoli F., Zagari R.M., Fossi S. et al. Short-term low-dose triple therapy for eradication of Helicobacter pylori // Eur. J. Gastroenterol. Hepatol. — 1994. — 6. — Р. 773-777.
3. Bell G., Powell K., Burridge S. et al. Rapid eradication of Helicobacter pylori infection // Аlimеnt. Pharmacol. Ther. — 1995. — 9. — Р. 41-46.
4. Current concepts in the management of Helicobacter pylori infection. The Maastricht 2–2000 Consensus Report, September, Rome, 2000.
5. Forbes G.M., Glaser M.E., Cullen D.J. et al. Duodenal ulcer treated with Helicobacter pylori eradication: seven year follow-up // Lancet. — 1994. — 334. — Р. 258-260.
6. Hunt R.H. Peptic ulcer desease: Defining the treatment strategies in the era of Helicobacter pylori // Am. J. Gastroenterol. — 1997. — 92. — Р. 36-43.
7. Penstone J. Review article: Clinical acpects of Helicobacter pylori eradication therapy in peptic ulcer disease // Aliment. Pharmacol. Ther. — 1996. — 10. — Р. 469-486.
8. Soll A. Medical Treatment of Peptic Ulcer Desease // JAMA. — 1996. — 275. — Р. 622-629.
9. Van der Hulst R.W., Keller J.J., Rauws E.A. Treatment of Helicobacter pylori infection: a review of the world literature // Helicobacter. — 1996. — 1. — Р. 6-19.