Введение
Острый панкреатит является одной из актуальных патологий пищеварительного тракта. Заболеваемость в Украине составляет 6,7 случая на 10 000 населения [5, 6]. Данное заболевание по распространенности занимает второе место среди всех острых хирургических патологий органов брюшной полости и уступает лишь острому аппендициту. Актуальность данной проблемы заключается не только в увеличении числа пациентов с острым панкреатитом, но и в высоком уровне летальности (25–70 %), связанном с возникновением такого тяжелого осложнения, как панкреонекроз (у 15–20 %) [7]. К основным причинам, которые обусловливают высокую летальность, частоту осложнений и инвалидизацию больных, относятся: позднее выявление деструкции поджелудочной железы, несвоевременная оценка тяжести состояния пациента, отсутствие системы реабилитации больных, перенесших панкреонекроз. В настоящее время широко применяется ультразвуковой метод лучевой диагностики для постановки диагноза. Данный метод относится к неинвазивным методам диагностики, позволяет оценить динамику процесса без лучевой нагрузки на пациента. Нужно отметить, что под контролем сонографии возможно проведение мини-инвазивных вмешательств при осложнениях острого панкреатита.
В связи с этим целью нашей работы было дифференцирование сонографических признаков осложненных форм острого панкреатита для улучшения диагностики данной патологии.
Материалы и методы
В основу исследования положен анализ диагностики и лечения 85 пациентов с острым панкреатитом, которые находились на стационарном лечении в хирургическом отделении ГКБ № 1 г. Краматорска. Мужчин было 61 (71,6 %), женщин — 24 (28,4 %). Возраст больных — от 29 до 78 лет (средний возраст — 53,5 года).
Причины возникновения данной патологии:
— алиментарный фактор — 65,3 %;
— закрытая травма живота — 0,7 %;
— желчнокаменная болезнь — 17,7 %;
— холедохолитиаз — 9,4 %;
— послеоперационные изменения — 6,9 %.
Результаты и обсуждение
Всем больным проводились исследования по стандартному диагностическому алгоритму: анализ клинических данных, лабораторные и инструментальные исследования, а также ультразвуковое исследование органов брюшной полости.
При проведении сонографического мониторинга больных с острым панкреатитом отмечали следующие ультразвуковые критерии:
— увеличение размеров поджелудочной железы;
— нечеткость контуров;
— изменение эхогенности органа;
— изменение структуры органа.
Острый отечный панкреатит был выявлен у 15 (17,4 %) пациентов, острый деструктивный — у 70 (82,6 %).
Ультразвуковая картина отечной формы острого панкреатита:
— увеличение размеров поджелудочной железы;
— «баллоновидная» форма органа;
— неровные контуры поджелудочной железы;
— умеренно повышенная эхогенность.
Признаки острого деструктивного панкреатита:
— нечеткие, неровные контуры органа;
— повышенная эхогенность паренхимы поджелудочной железы;
— неоднородность структуры;
— ограниченные гипоэхогенные очаги различного диаметра в поджелудочной железе и/или в сальниковой сумке.
У 67 пациентов были диагностированы такие ослож–нения:
— оментобурсит — у 29 (43,3 %) пациентов;
— панкреатогенный абсцесс — у 18 (27,7 %) пациентов;
— панкреатогенный инфильтрат брюшной полости — у 11 (15,8 %) пациентов;
— забрюшинная флегмона — у 4 (5,7 %) пациентов;
— кисты поджелудочной железы — у 5 (7,5 %) пациентов.
К ультразвуковым критериям оментобурсита относятся: гипоэхогенные очаги с четкими контурами и границами, которые располагались над передней стенкой под–желудочной железы в проекции «тело — хвост».
В 27,7 % случаев был выявлен панкреатогенный абс–цесс. При сонографии: гипоэхогенное образование с ровными контурами и неоднородным содержимым, раз–мерами от 3 до 5 см.
Как осложнение воспалительного процесса поджелудочной железы псевдокисты встречались у 7,5 % пациентов. Ультразвуковые признаки кист поджелудочной железы: анэхогенность образования, правильная форма, однородное содержимое, ярко выраженная капсула. По размеру образования были более 1 см в диаметре.
Забрюшинная флегмона определялась в виде гипо–эхогенной зоны с неровными контурами и наличием гиперэхогенных зон (секвестров) в проекции левого фланка, реже — правого фланка и малого таза.
Инфильтрат в брюшной полости определялся у 15,8 % пациентов. Важно отметить, что данное осложнение визуализировалось, как правило, на 5–6-е сутки. К сонографическим признакам панкреатогенного инфильтрата относятся: неоднородность образования, отсутствие четких контуров, умеренное повышение эхогенности.
По результатам проведенных исследований можно сказать, что ультразвуковая диагностика является ключевым элементом данного алгоритма у больных с острым панкреатитом и его осложнениями. В ургентной практике важно то, что ультразвуковое исследование не требует специальной подготовки и используется в качестве программы контроля за течением патологического процесса. Данный метод позволяет оценить формирование основных осложнений острого панкреатита.
Выводы
Анализ диагностического алгоритма ультразвуковой диагностики поджелудочной железы при остром панкреатите позволил дать объективную оценку состояния органа, детализировать этапы развития осложнений острого панкреатита и определить дальнейшую тактику лечения больных.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии какого-либо конфликта интересов при подготовке данной статьи.