Газета «Новости медицины и фармации» 15 (634) 2017
Вернуться к номеру
Письма с заграничной больничной койки
Авторы: Борис Пухликпрофессор, Винницкий национальный медицинский университет имени Н.И. Пирогова, г. Винница, Украина
Разделы: От первого лица
Версия для печати
Продолжение. Начало в № 11(544), 2015
Письмо 28.
При таких друзьях и врагов
не нужно…
Часом менi здається, що iснує
якийсь мозковий центр, що працює
на самолiквiдацiю цiєї держави, навiть
не так руками її ворогiв,
як зусиллями власних тут iдiотiв.
Лiна Костенко
В контексте написанного нашей гениальной Линой Костенко постараюсь продолжить. Нам свойственно быстро забывать: непонятные аресты и освобождения известных чиновников, исчезновение Гонтаревой, как и дорогой стены между Россией и Украиной, «откуп» от смертельной аварии ее сбежавшего виновника мультимиллионера пана Дыминского и мн.др. Но остановимся на более свежих и актуальных для нас событиях сомнительного качества.
В стране, где повальная коррупция, где чиновники получают миллионы зарплаты и миллионы премиальных, НАБУ решило заняться коррупцией в медицинской среде. Весной этого года Минздрав и НАБУ подписали Меморандум о борьбе с коррупцией в сфере здравоохранения. Тогда Ульяна Супрун отметила, что сотрудничество будет системным, и Минздрав будет «обращаться в НАБУ и требовать ликвидировать коррупцию в сфере здравоохранения». Предполагается, что именно для таких расследований в Национальном антикоррупционном бюро Украины будет создано отдельное подразделение детективов. Они, по словам директора бюро Артема Сытника, будут специализироваться на расследовании уголовных коррупционных правонарушений в сфере здравоохранения. Кто и как будет готовить кадры для этого подразделения и будут ли они иметь отношение к медицине — не сообщается. То есть 3–4 тысячи зарплаты врача сподвигли Супрун и Сытника (кстати, его зарплата, по-моему, составляет 97 тысяч гривен) на подобное сотрудничество. Я помню, как прятали лица мои однокурсницы-пенсионерки на рынке, перепродавая какое-то барахло или зелень, ибо не могли выжить. Вот с такими коррупционерами будут бороться. А народные депутаты вновь подняли себе зарплаты до 30 тыс. грн.
Да, в Украине лидерство в медицинской сфере по взяткам всегда имели руководители МЗ, наживаясь на закупках лекарственных препаратов. Не хочется перечислять многочисленные фамилии министров и замов, которые в этом были замазаны, ибо их меньше, нежели причастных. После МЗ они не пропали: стали директорами институтов или видными чиновниками, членами НАМНУ. Если Супрун настолько принципиальна, почему же она, наконец, не активизировала работу соответствующего отдела в МЗ, которое обязано бороться с коррупцией в здравоохранении, никак не отреагировала на мои письма по поводу мздоимства нашего профильного главного специалиста МЗ? Я уже не говорю, что незабвенная Р. Богатырева из-за моих писем по такому же поводу просто ликвидировала должность главного аллерголога МЗ, которую я занимал, чтобы «не гавкал». Правда, этот придаток МЗ уже псевдоликвидирован (теперь его заменили эксперты, которых выдвинуло опять-таки МЗ).
Недавно министр здравоохранения Израиля — ортодокс уволился со своей должности, возмущенный нарушением святости субботы (проводятся работы на железной дороге). Я не обсуждаю разумность его поступка, ибо грех капать на страну, которая в отличие от Украины тебя спасает. Но вот что должно произойти в Украине, чтобы наша министр Супрун подала в отставку? Глупостей она наделала немерено, ненависть к ней зашкаливает — и ничего!
Вопрос взаимоотношений нищего врача и такого же нищего пациента в Украине непрост. Можно вспомнить нашего «отца» Гиппократа, который считал, что врач должен брать деньги, чтобы знать цену своему труду, а пациент должен платить, чтобы знать цену своему здоровью. Даже Сталин считал, что хорошего врача народ прокормит. Конечно, все далеко не так просто в этих взаимоотношениях, и есть в наших рядах омерзительные «целители», но в цивилизованных странах эти вопросы решаются просто: государство хорошо платит врачу и среднему медработнику. Я никогда не был сторонником подношений в медицине: денег не брал, от сувениров (бутылки, конфеты, кофе и т.п.), каюсь, иногда не мог отказаться. Сам — да, деньги давал людям в белых халатах, и всегда за дело, всегда уважительно. Было такое.
Признаюсь, грешным делом, в Израиле, когда меня по просьбе дочери около часа консультировал совсем незнакомый специалист, попытался дать ему конверт. Но он улыбнулся и сказал «ло» — нет. Правда, сувенир (кажется, парфюм) принял и поблагодарил, но чувствовалось, что он прежде всего не хотел ставить нас повторно в неловкое положение.
Эпизодически покупаю конфеты для сестер, которые мне переливают кровь, и постоянно выслушиваю благодарность вместе с просьбой этого больше не делать. «Мы к такому не привыкли», — говорят они.
Зарплаты врачей здесь колеблются (в зависимости от подготовки и квалификации) в среднем от 20 до 40 тыс. шекелей (6–12 тыс. долларов), хотя есть и более высокооплачиваемые врачи. У сестер — 3–6 тыс. долларов в месяц. Конечно, прожить здесь стоит значительно дороже, нежели в Украине. Но понятно, что врачи здесь не относятся к ущемляемому классу, как в Украине, хотя периодически в отличие от наших бастуют. Сейчас в Израиле разгорается явно не демократичный скандал из-за запрета врачам переходить на работу в больничные кассы, которые предлагают более высокую зарплату. Думаю, что кассы проиграют.
Из многочисленных трагических глупостей в нашем здравоохранении отмечу, что сокращается база противотуберкулезной службы на фоне роста туберкулеза. Уже решено заменить фельдшеров в «скорой» на волонтеров, хотя для этого нет никаких условий, да и подготовленных, как в том же Израиле, волонтеров, специальных, «упакованных» врачами приемных отделений также не предвидится. Планируется сокращение коек, должностей врачей, и это на фоне общей деградации здравоохранения.
Моя дочь, которая сейчас работает в США, отмечает высокий уровень здравоохранения в стране. Но отмечает и то, что оно не всем доступно, как не всегда удается получить соответствующую страховку на себя и семью. А без страховки ты в любой момент можешь разориться, ибо цены на операции, сложные обследования и прочее крайне высоки. Возможно, Супрун ведет нас к этому? В Израиле здравоохранение гораздо более доступно, хотя и не без недостатков.
С 2014 года финансирование медицинской отрасли уменьшилось в три (!) раза. Больницы и поликлиники не ремонтируются, аппаратура не закупается, препараты отсутствуют. Это стимулирует бегство из нашей страны врачей и средних медработников. Только за три постмайданных года Украину покинули восемь миллионов человек. Об этом в эфире телеканала NewsOne заявила лидер ВО «Батьківщина» Юлия Тимошенко. По ее словам, на заработки в Россию перебралось больше украинцев, чем во все другие страны мира, вместе взятые. «На сегодняшний день Украину покинули и живут в других странах более восьми миллионов украинцев. Например, в России — 4,4 миллиона человек, 1,2 миллиона — в Канаде, 1,2 миллиона — в Польше. Почти миллион — в США, полмиллиона — в Бразилии. В Италии — 250 тысяч, в Германии — 230 тысяч». Существенную часть из этих миллионов составляют медики. И я бы не сказал, что эмиграция средних медработников менее опасна, нежели эмиграция врачей. Средние — это «тело» медицины, ее наиболее деятельная, хотя и очень скромная, низкооплачиваемая часть. Молодые девушки едут за рубеж, рассчитывая найти не только работу, но и мужа. Более старшие просто уходят из медицины, ибо сегодня кое-где дворнику предлагают до 10 тысяч в месяц.
«Лекарственный голодомор» прежде всего достает пожилых и стариков. Ранее на плакатах пикетирующих Минздрав было написано, что ежедневно из-за «лекарственного голода» в Украине умирают около 1600 человек. Думаю, на порядок-два больше. Ведь, естественно, старики не тратят свыше 1000 гривен в месяц на аптеку, иначе или не заплатят за коммуналку, или не за что будет купить хотя бы хлеб и молоко. По данным Пенсионного фонда, за 2016 год пенсионеров в Украине стало на 775 тысяч меньше. Вряд ли они уехали. Скорее, вознеслись в более справедливый мир.
Как понять то, что президент Порошенко сравнил цены в аптеках с ценами в ювелирных магазинах, а Яценюк поднял цены на лекарства, введя на них НДС?
Не нужно смотреть на телекартинку или вечерний Киев. Проедьте по разрушенным селам, посмотрите в окна обшарпанных домов, из которых глядят печальные глаза тех, кто просто уже не может выйти из дому. Это реальная Украина. Причем непрофессионализм, ошибочные решения и т.п. в здравоохранении обязательно и относительно быстро приводят к смерти большого числа жителей страны, особенно на периферии.
Но наше здравоохранение не самое богатое на благоглупости и абсурд. Так, переименование проспекта Ватутина на Р. Шухевича в Киеве серьезно аукнулось нам. Господин Вятрович и иже с ним «вляпались грязными ногами» в историю Украины, что еще нам припомнят. В частности, это стало причиной демаршей со стороны Польши, которая была ранее нашим «адвокатом» в Европе. Нам это нужно во время войны, когда ищут друзей, а не создают врагов?
«Детище» министра образования Л. Григорович — закон об образовании уже рассорил нас с венграми и румынами. Глава Закарпатской облгосадминистрации Г. Москаль подтверждает, что есть большие трудности с обучением в школах венгров украинскому языку и нельзя взмахом пера решить эту проблему. В Парламентской ассамблее Совета Европы призвали Украину учесть при выполнении резонансного закона об образовании «все без исключения рекомендации Венецианской комиссии по этому документу, а также внести соответствующие изменения в сам закон». Об этом речь идет в решении ПАСЕ, которое было принято 12 октября на срочных дебатах в Страсбурге. И это нам было нужно во время войны? Думаете, Вятрович, Григорович и вышестоящие что-то исправят?
В ряде ресторанов меню стало чисто украинским и так же предписано говорить официантам. На территории Киева все названия учреждений, вывески, плакаты, афиши, публичные сообщения, рекламные объявления рекомендовано выполнять на государственном языке. Подобный курс на тотальную украинизацию уже дает первые плоды. В Херсонской области восемь ресторанов оштрафовали за русский язык при обслуживании, а также в меню и чеках. Кроме того, восемь человек привлекли к административной ответственности. Кстати, автором регуляторного акта «Про подолання наслідків совєцької окупації в мовній царині» является «свободовец» Юрий Сиротюк. Это так важно было сделать на фоне многостороннего кризиса в стране?
В Израиле очень много вывесок и объявлений на русском языке. Бизнес старается привлечь клиентов, а не отталкивать их непонятными надписями.
Я солидарен с известным журналистом Д. Гордоном, который прямо сказал апологету украинской мовы в нашей стране госпоже Фарион, что она или агент ФСБ, или больна. Ибо нельзя, особенно сейчас, стравливать наших людей по вопросу языка. До школы я говорил почти исключительно на украинском языке, ибо так было в семье. Потом поступил в русскую школу, но и сейчас свободно читаю лекции на обоих языках. Что тут такого? Да, согласен, что депутаты и чиновники обязаны общаться и писать исключительно на украинском языке. Но прочее население? Пусть говорят так, как им удобнее.
Мой знакомый экс-диссидент, известный психиатр С. Глузман, пишет: «Сейчас преподает право (разумеется, на украинском языке) бывший судья, в советские времена осудивший, фактически к смерти, за буржуазный украинский национализм моего тяжело больного друга киевского журналиста Валерия Марченко. Отставной генерал КГБ и СБУ, весьма успешный в подавлении инакомыслия в советской Украине, пишет воспоминания. Любопытствую, будет ли там хоть малая часть правды о его совсем не доблестном прошлом, где и преждевременные смерти моих друзей, и завербованные в «источники» вполне нормальные, порядочные люди, не выдержавшие собственного страха перед всесильным КГБ. Сомневаюсь... Моя страна. Неожиданно для самой себя получившая чудо независимости. И шанс построения демократии. Где первый наш президент был тайным повелителем «вооруженного отряда коммунистической партии», т.е. КГБ. Да, именно так, наши славные органы были полностью подконтрольны идеологическим и административным партийным сановникам. Был там такой малоизвестный отдел — административных органов, всесильный и очень непубличный».
Я не против разумной толики национализма в политике каждой страны, но не нужно забывать мудрую фразу о его крайних проявлениях, о том, что национализм — прибежище негодяев. А в Германии, как известно, гипетрофированный национализм закончился фашизмом. Если вы так «дбаєте про свое», так не убивайте своего производителя, не гоните из страны свою молодежь, не гнобьте своих ученых, артистов, писателей. Но нет, такого это не касается. В результате в своей стране мы — во всем чужестранном, да и подчас чувствуем себя чуждыми этому государству (не путайте с Отечеством и Родиной).
Интересно, что «ресторанное» решение киевских властей было принято практически одновременно со скандальным заявлением украинского музыканта Олега Скрипки, который предложил создать в Украине гетто для людей, не способных выучить государственный язык. Ранее в интервью «Апостроф.Лайм» лидер группы «Вопли Видоплясова» также указывал на существующую проблему: «Да что говорить, когда в Киеве до сих пор официанты не обслуживают тебя на украинском языке?.. Сначала тебя не обслуживают на украинском, а потом у тебя забирают территорию. Это практически тот же процесс, только он начинается с малого, а заканчивается кровью». Интересно, работая во Франции, он научился французскому языку, хотя бы для ресторанного уровня? Хорошо помню, что примерно так в мою молодость говорили о стилягах. «Сегодня он танцует джаз, а завтра родину продаст». Браво Скрипке и умникам иже с ним! Напомню, что из этих «танцоров джаза» вышло много достойных людей.
Мне малоинтересен сериал «Сваты», но знаю, что его смотрели сотни тысяч людей в стране. Закрыли. Уважаемый мною доктор Комаровский высказался так: «Как же вы достали, морализаторы х*еновы. Тысячи ворюг, бандитов, лжецов, манипуляторов, профессиональных разжигателей ненависти между людьми, реальных убийц, продажных «охранителей права» — все это для вас не враги. Враги у вас артисты. Это ведь артисты воруют у детей, это они голосуют за деньги, да еще и чужими карточками. Это они продают места в труппе. Это артисты лишают онкобольных доступа не то что к лечению, а к обезболивающим! Тем не менее именно охота на артистов — великолепная дымовая завеса, за которой так удобно прятаться настоящим предателям и ворам».
Сейчас началась ожесточенная война между прокуратурой и НАБУ. Уже есть неприятные высказывания на эту тему ФБР США, послов G7. То есть после замалчивания содержимого деклараций высоких чиновников перешли к уничтожению прямого антикоррупционного органа в Украине. Кроме финансовых санкций Запада, можем потерять так лелеемый президентом безвиз. Куда мы катимся? Тут уже никак не виноват Путин. Как и не виноват он в цепочке глупых событий, связанных с Саакашвили и показавших всю близорукость и несостоятельность властей. Уже даже беглый бизнесмен Курченко удивлен обвинению в его связи с Саакашвили и указывает, что хорошо знаком и имел отношения не с ним, а с Порошенко. Знаменательно, что все это проводится руками генпрокурора Луценко, который за подобное и пострадал, и отсидел.
Многократно читал о том, как в Англии ее величество принцесса среди прочих людей везет в колясочке несколькомесячную другую «ее величество». Или как президент Австрии идет в толпе с рюкзачком за спиной, папа римский отказывается от всякой роскоши предшественника, а Меркель живет в многоквартирном доме. А что, вышел бы наш президент на люди с рюкзачком? И еще сотни узнаваемых, но малодоступных начальничков в областях, районах повылезали бы из «мерсов»?
Друзья! Как случилось так, что далеко не самые умные в нашей стране принимают большие и малые решения, уничтожающие имидж Украины, рушат ее государственность? И ведь кому-то когда-то придется объяснять все эти глупости и гадости окружающим странам и своему населению. Сомневаюсь, что удастся. Для меня вышеприведенные решения и поступки просто неразумны. Уж извините за прямоту.
Продолжение следует