Газета «Новости медицины и фармации» №7 (657), 2018
Вернуться к номеру
Письма с заграничной больничной койки
Авторы: Борис Пухлик, профессор
Винницкий национальный медицинский университет имени Н.И. Пирогова, г. Винница, Украина
Разделы: От первого лица
Версия для печати
Продолжение. Начало в № 11(544), 2015
Письмо 31.
Три вида лжи
Существует три вида лжи:
ложь, наглая ложь и статистика.
Марк Твен
ложь, наглая ложь и статистика.
Марк Твен
Мы, конечно, будем говорить о том, что знаем, — о медицине. Однако начать бы хотелось с общеизвестной статистики — переписи населения. Ее нет в стране около 10 лет, т.е. пропущены все сроки этого обязательного государственного мероприятия. Хотя, казалось бы, как можно судить о безработице, охвате субсидиями, о количестве выехавших, временно или постоянно, и о многом другом, на этом основанном, без чего нельзя эффективно управлять государством? Представьте, что вы собрались построить плотину на реке, угрожающей залить село или город. Вы, естественно, сядете за расчеты объема протекающей воды, ее скорости и т.п. Или, наоборот, плюнете на все эти интеллигентские штучки, хорошо пообедаете с мэром или головой сельсовета и соорудите (за государственные деньги, естественно) какую-то запруду «на глаз». Думаю, понятно, в каком случае можно будет спать спокойно, а в каком — вылавливать утопленников. Но наша страна продолжает все делать «на глазок», считая, что украинцев в стране никак не меньше 40 миллионов, что купят они столько-то товаров, уплатят столько-то налогов и пр. А ведь есть расчеты, что нас давно меньше 35 миллионов, что те, кто может купить и уплатить, по большей части теперь делают это в Польше, России, Чехии, Венгрии и т.п. Поэтому думайте, в какой категории государственной лжи мы живем и до чего в итоге, если удастся, доживем.
Теперь — что касается статистики в медицине. Об одной близкой мне специальности — фтизиатрии, из которой я вышел как врач, писал. Как и о том, что заболеваемость и распространенность туберкулеза (ТБ) никому в Украине не известны. Цифры, которые приводит Институт ТБ или иное статистическое ведомство, неизвестно на чем основаны. На данных флюорографии (охватывает процентов 15 населения), микроскопии мокроты (менее 0,01 процента)? Только на числе выявленных и лечащихся больных. А это далеко не полные данные о распространенности ТБ. Помню, как мой шеф, царство ему небесное, защитил докторскую диссертацию по эпидемиологии ТБ, и там (а она была для служебного использования) все основывалось на сравнении относительных данных, т.е. из нее никак нельзя было понять, сколько же человек болеет ТБ. И вот это незнание ситуации по ТБ позволяет МЗ сокращать противотуберкулезную службу, хотя Украина и по числу больных, и, что очень страшно, по числу больных с химиорезистентным ТБ (вылечить такого больного стоит свыше 200 тыс. долл.) абсолютный лидер в Европе.
Однако поговорим об аллергологии — не только потому, что я ее лучше знаю, но и потому, что эпидемиологическими исследованиями в аллергологии я много занимался. Как-то писал о том, что официально украинская статистика регистрирует лишь бронхиальную астму (а она не всегда является аллергическим заболеванием (АЗ)), аллергический ринит (это сборное понятие) и аллергический дерматит (включает атопический, контактный дерматиты, крапивницу и, видимо, еще многое). Забо–леваемость этими АЗ вместе не намного превышает 1 %, причем такая статистика держится уже лет 30. Естественно, основана она на регистрации обращаемости за медицинской помощью по поводу АЗ, хотя, конечно, далеко не все больные обращаются за этой помощью, и далеко не все — к аллергологам. Наши эпидемиологические исследования в Винницкой области были проведены в период с 1981 по 2014 год. И цифры заболеваемости АЗ (охвачено всего свыше 110 тыс. чел.) колебались в такой последовательности — 6,03, 9,26 и 26, 96 %. Первое обследование стоило мне «похода в КГБ» и полного непонимания со стороны коллег. Ну не могло, по их мнению, быть 6 % заболеваемости при официальных 1,1 %. А ведь и тогда, и сейчас статистика заболеваний лежит в основе расчета обеспеченности врачами, койками, диагностическими и лечебными ресурсами. И в восьмидесятых годах прошлого века 1 врач-аллерголог «полагался» на 1 млн жителей. Да и, по сути, для аллергологов-терапевтов формально соотношение не изменилось (для аллергологов-педиатров оно официально многократно улучшилось благодаря стараниям незабвенной проф. О. Ласицы). Неофициально, конечно, в каждой области нашелся повод несколько улучшить ситуацию, но вот уже лет 10–15 в Украине число аллергологов не превышает 300. То есть, если согласиться с официальной статистикой, 40 млн жителей : 300 = 133 333. Следовательно, один аллерголог приходится на более чем 133 тыс. человек. И если верить официальной статистике, то среди этой «толпы» людей будет 133 333 × 0,01 = 1333 больных. А если верить нашим данным, то в 26 раз больше, или 1333 × 26 = 34 658 больных.
При приеме до 20 больных в день и работе 300 дней в году (учитывая отпуска, праздники) получается, что принять больше 6 тысяч больных аллерголог не сможет, а нужно — свыше 34 тысяч. Значит, нужно или увеличивать в 5–6 раз количество аллергологов, или обучать нашему делу семейных врачей (что и делается, но мало и некачественно). Но и это не все. Нужны еще кабинеты и медицинские сестры, препараты аллергенов для обследования и лечения больных, лабораторные ресурсы, функциональная аппаратура и многое другое. То есть понятно, что лучше и значительно дешевле обходиться липовой статистикой, нежели тратиться на инфраструктуру аллергологии. Как-то я писал, что мне это объяснили очень давно в МЗ, пообещав, что я не доживу до иной статистики АЗ, и оказались правы.
Продолжение следует