Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 7(240) 2008

Вернуться к номеру

Новые возможности лечения бактериальных инфекций кожи

Авторы: Я.Ф. КУТАСЕВИЧ, А.Н. ОГУРЦОВА, Институт дерматологии и венерологии АМН Украины

Рубрики: Инфекционные заболевания, Дерматология

Разделы: Справочник специалиста

Версия для печати

Роль бактериальной инфекции в развитии кожной патологии значительна. Собственно говоря, бактериальные инфекции кожи являются самой распространенной патологией в практике дерматолога. К такой патологии относятся стрепто- и стафилодермии, поражения, вызванные условно-патогенной флорой (дифтероидами, микрококками и др.), и в значительном числе случаев речь идет о смешанной микрофлоре.

К факторам, предрасполагающим к развитию бактериальных инфекций, относят:

1) местные:

— повреждение рогового слоя, подкожной жировой клетчатки;

— изменение рН;

2) системные:

— снижение общей резистентности организма;

— обменные заболевания;

— возрастные факторы;

— изменение рН;

— расстройства потовыделительной и терморегулирующей функции кожи;

— недостаток энзиматических факторов.

Источниками инфекции являются сапрофиты кожного микробиоценоза, эндогенные микробные резервуары организма, реже — внешняя среда.

Особого внимания заслуживают пиококковые поражения кожи у детей. Удельный вес пиодермий среди дерматозов у детей составляет от 25 до 60 %. В первые часы после рождения и до 6–8-го дня отмечается обсемененность патогенной стафилококковой флорой у 62 % новорожденных. Это происходит до заселения кожи микроорганизмами-антагонистами. Для периода новорожденности характерны стафилодермии. У детей более старшего возраста наиболее часто наблюдаются стрептодермии.

Высокий уровень этих дерматозов у детей обусловлен следующими анатомо-физиологическими особенностями детского организма:

— нежностью и рыхлостью эпидермиса, морфологической неполноценностью эластических и коллагеновых волокон;

— рН кожи от 6,12 до 6,72 (у взрослых — от 4,2 до 5,6);

— обилием поверхностно расположенных кровеносных сосудов в состоянии физиологической дилатации;

— активной секреторной деятельностью потовых желез;

— повышением экстраренальной потери воды, ведущим к обильному потообразованию, расширению выводных протоков потовых желез, формированию мелких ретенционных кист (потниц);

— повышением резорбционной функции кожи.

Необходимо также отметить, что многие неинфекционные дерматозы ввиду нарушения структуры и функции кожи вследствие основного заболевания создают условия для развития пиококковых осложнений. Прежде всего это касается аллергодерматозов.

Бактериальная флора у лиц с хроническими дерматозами существенно отличается от микрофлоры здоровых людей и имеет свои особенности. Так, микробные ассоциации на коже больных атопическим дерматитом, например, имеют прямую зависимость от частоты встречаемости патогенной обсемененности и степени активности процесса. По полученным нами данным, а также данным других исследований, S.aureus при атопическом дерматите находили в 3 раза чаще, чем при контактной экземе, как на больной, так и на здоровой коже, тогда как у здоровых лиц S.aureus на коже не был выявлен. Предполагается соответствие росту флоры аномалии рогового слоя и считается, что S.aureus, контактируя с покрытыми IgE тучными клетками в коже больных атопическим дерматитом, приводит к высвобождению медиаторов аллергического воспаления, эритеме и зуду. Возникает порочный круг, так как расчесы вновь способствуют внедрению стафилококка. Наибольшее его количество находят на эрозивных и мокнущих очагах атопического дерматита, но в весьма значительных количествах выявляют и в сухих лихенифицированных участках. Предполагается, что такая особая склонность к инфицированию кожи у больных атопическим дерматитом связана с пониженным хемотаксисом лейкоцитов.

Микробный пейзаж у больных экземой также существенно отличается от микробиоценоза кожи здоровых людей как количественно, так и качественно и характеризуется чрезвычайно разнообразным составом (до 22 видов микроорганизмов).

Пиодермия является нередким осложнением микоза стоп. При этом присоединение вторичной инфекции может приводить к развитию хронически протекающего рецидивирующего бактериального целлюлита. Входные ворота для вторичной инфекции возникают также при спонтанной или вызванной лечением деструкции опухолевых элементов при лимфомах кожи. Таким образом, многие распространенные тяжелые дерматозы сопровождаются нарушением биоценоза кожи и нередко осложняются пиококковой инфекцией.

В настоящее время в силу генотоксических и иммунодепрессивных эффектов происходит изменение реактивности организма человека. Поэтому во всем мире наблюдается рост числа больных хроническими дерматозами, а также патоморфоз их клинических проявлений. Значительный удельный вес стали составлять тяжелые клинические формы, сопровождающиеся вторичной инфекцией, устойчивые к проводимой терапии, что обусловливает особое внимание к ним ученых и клиницистов. Особое место в решении этой проблемы отводится наружной терапии.

При этом несомненны преимущества наружной терапии в лечении бактериальных инфекций кожи. К ним относятся: уникальная возможность непосредственного влияния на очаг поражения, максимальное интенсивное воздействие непосредственно в очаге, незначительное системное действие, минимизация побочных эффектов, динамичность лечения, возможность использования препаратов различного механизма действия. Все перечисленное свидетельствует о целесообразности разработки и применения новых эффективных средств наружной терапии пиококковых инфекций. К таким лекарственным средствам наружного действия относится препарат Фузидерм, содержащий фузидиевую кислоту.

Преимуществами препаратов, содержащих фузидиевую кислоту, в наружном лечении воспалительных дерматозов являются:

— широкий спектр антимикробного действия;

— возможность создания локальной высокой бактерицидной концентрации препарата;

— возможность глубокого проникновения через интактную кожу, то есть возможно применение при состояниях, не сопровождающихся повреждением кожного покрова;

— хорошая переносимость;

— низкий уровень бактериальной резистентности;

— отсутствие перекрестной резистентности к другим антимикробным веществам.

Изучение фармакокинетики Фузидерма показало, что фузидиевую кислоту отличает способность пенетрировать как через интактную, так и через поврежденную кожу. В течение 30 минут фузидиевая кислота достигает глубоких слоев дермы в концентрации, в 18 раз превышающей МИК для S.aureus. Фузидерм проявляет антимикробную активность по отношению к значительному числу возможных возбудителей пиококковых инфекций: Staphylococcus aureus, Staphylococcus epidermidis, Staphylococcus hominis, Staphylococcus haemolyticus, Streptococcus pyogenes, Propionibacterium acnes, Corynebacterium spp., Erysipelothrix rhusiopathie, Nocardia asteroides, Streptomyces somaliensis, Bordetella pertussis, Bacteroides ureolyticus, Bacteroides vulgatus и др.

Лекарственные формы, содержащие фузидиевую кислоту, отличает высокая антибактериальная активность в отношении стафилококков, резистентных к другим антибактериальным средствам. По данным метаанализа, резистентность стафилококков к фузидиевой кислоте составляет лишь от 0,8 до 3,1 %.

Таким образом, показаниями к применению Фузидерма являются: инфекции кожи и мягких тканей, дерматозы неинфекционной природы, в том числе аллергодерматозы, осложненные пиодермией, угревая сыпь. Фузидерм применяется для наружного лечения взрослых и детей старше одного месяца. В нашем институте Фузидерм был применен для лечения как пиококковых поражений кожи, так и дерматозов неинфекционной природы, осложненных пиодермией, в том числе при угревой болезни, импетиго, лимфоме кожи, атопическом дерматите, трофических язвах, рожистом воспалении, стрептодермии, микозе стоп, осложненном пиодермией, эпидермодермите.

Особенного, с нашей точки зрения, внимания заслуживает возможность использования глубокой пенетрации фузидиевой кислоты через неповрежденную кожу при лечении больных угревой болезнью, так как при этом заболевании воспалительный процесс часто развивается в глубоких структурах дермы (сальных железах), захватывая впоследствии окружающие ткани. Позитивная динамика у больных угревой болезнью при применении Фузидерма отмечается на 5–6-й день лечения в виде уменьшения гиперемии, разрешения части пустул, уплощения папул. К 10–12-му дню отмечено полное разрешение пустул, уплощение папул, значительное уменьшение инфильтрации и гиперемии. К 14-му дню лечения у значительной части больных отмечается лишь остаточная инфильтрация и гиперпигментация. Положительная динамика клинических проявлений заболевания находит свое подтверждение при лабораторном обследовании. В динамике наружного лечения Фузидермом наблюдается изменение микробного пейзажа пораженной кожи в виде исчезновения в популяционном составе патогенных бактерий, изменение соотношения условно-патогенных микроорганизмов: снижение показателей обсемененности P.acnes, увеличение удельного веса S.saprophyticus, S.epidermidis за счет снижения процентного содержания S.haemolyticus.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

— Фузидерм (крем и мазь) является высокоэффективным средством наружной терапии бактериальных поражений кожи, угревой болезни, а также дерматозов неинфекционной природы, осложненных пиококковой инфекцией, у детей старше 1 месяца;

— возможно применение Фузидерма в случаях резистентности бактериальных штаммов к общепринятым антибиотикам;

— Фузидерм не обладает сенсибилизирующими и местнораздражающими свойствами, в связи с чем может широко применяться при аллергодерматозах, осложненных пиококковой инфекцией.



Вернуться к номеру