Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» Неврология и психиатрия (243) 2008 (тематический номер)

Вернуться к номеру

Эпидемия бессонницы

Тысячи людей в Англии смертельно не высыпаются. Эпидемия бессонницы стала настолько серьезной, что наконец привлекла внимание британского министерства здравоохранения. Газета The Daily Telegraph изучила этот вопрос и выяснила, что нарушения сна зачастую оказываются излечимы, но многие люди откладывают визит к врачу, поскольку не отдают себе отчета в том, какой опасности себя подвергают.

К тому времени как Тони Андерсон обратился к доктору со своей проблемой, ни он, ни его жена толком не высыпались ночью на протяжении уже 18 лет их совместной жизни. Сначала проблемой был только его храп. Позже, как казалось его супруге Деборе, к храпу добавилось и прерывистое дыхание. Она по 15 раз за ночь будила мужа в страхе, что он не дышит и что его сердце остановилось. Сейчас они спят порознь. «Это почти довело нас до развода, — говорит 49-летний Тони, служащий из Питерборо. — Я просыпался уставшим, как будто не спал совсем, и не мог сконцентрироваться на работе. Я продолжал спать на ходу, и бывало, что коллеги подталкивали меня, когда я вдруг начинал храпеть. В конце концов жена настояла, чтобы я пошел к доктору».

Для тех, у кого проблемы со сном стали настолько серьезными, что угрожают жизни и здоровью, специализированная клиника сна может оказаться единственной надеждой. Нехватка сна серьезно воздействует на тело и мозг, препятствует концентрации, вызывает колебания настроения и в течение долгого времени подавляет иммунную систему. «Фактически мы имеем дело с настоящей эпидемией нарушений сна, — говорит доктор Джон Шнирсон, директор Центра сна Папуортской больницы в Кембридже, самой большой клиники подобного рода. — Отчасти это вызвано напряженным ритмом жизни, отчасти медицинскими факторами, такими как увеличение массы тела. Люди сами понимают, что не должны смиряться с такими проблемами, и ищут помощи специалистов. К сожалению, всего несколько центров могут обеспечить пациентов такой помощью».

Тони Андерсон также обратился в Папуортскую больницу, где у него был обнаружен синдром обструктивного сонного апноэ (от греч. apnoia — отсутствие дыхания), который встречается у 2–4 % населения. При этом синдроме горло расслабляется слишком сильно, сужаясь при каждом вдохе все больше и больше — до тех пор, пока дыхание не останавливается совсем. Через несколько секунд мозг распознает проблему, человек просыпается и дыхание восстанавливается. Сон обычно быстро возвращается, но такие приступы могут повторяться до 300 раз за ночь. Сон может быть нарушен настолько, что страдающий этими симптомами человек тяжело просыпается утром и с трудом бодрствует в течение дня. Синдром обструктивного сонного апноэ может стать причиной высокого давления и увеличивает риск сердечного приступа, но 90 % пациентов не знают об этом.

Доктора в клинике рекомендовали, чтобы Тони носил специальную маску, облегчающую дыхание во время сна, которая при помощи специального механизма доставляет воздух в горло и препятствует чрезмерному расслаблению мышц. Устройство очень эффективно: 9 из 10 пациентов находят, что оно помогает. Так считает и Тони. «Я привык к маске после недели использования и теперь сплю непрерывно по восемь часов в день», — говорит он. В марте маска была одобрена британским Национальным клиническим институтом, рекомендовавшим использовать такие маски для первой помощи пациентам с апноэ.

Доктор Шнирсон отметил, что министерство здравоохранения впервые признало важность исследования проблем сна.

Профессор Джим Хорн, директор Центра исследования сна в Лафборо, говорит, что в большинстве случаев можно значительно улучшить состояние пациентов, если не решить их проблемы полностью.

В Папуортскую больницу ежегодно обращаются 2,5 тысячи человек. Среди них — люди, страдающие синдромом обструктивного сонного апноэ, нарколепсией (одним из ее симптомов является непреодолимое желание заснуть) или синдромом тика нижних конечностей. Последний превращает сон в настоящую муку для 10 % населения, но при этом довольно легко излечим. Для этого синдрома характерны жжение, дергание и покалывание в конечностях. Причиной является неустойчивая работа тех участков мозга, которые управляют чувством движения. Обычно она вызвана нехваткой вещества допамин, но также может быть и признаком дефицита железа. Соответственно назначается и лечение — препараты допамина, которые пациент должен принимать перед сном, или препараты железа.

Коварство нарколепсии в том, что ее сложно диагностировать: с момента первого ее проявления у пациента до постановки диагноза может пройти 12 лет. По статистике, от нарколепсии страдает 1–2 человека из 2 тысяч. Помимо резких приступов сонливости в течение дня, ее синдромами могут быть катаплексия (внезапное расслабление мышц), ощущение паралича при пробуждении и даже галлюцинации.

«Любые сильные эмоции — даже, например, смех ваших коллег на работе — могут оказаться своего рода спусковым крючком для того, чтобы человек впал в подобное состояние», — рассказывает доктор Шнирсон. Он отмечает, что такие состояния далеко не безопасны. «У меня были пациенты, которых приступы нарколепсии поражали во время плавания в бассейне или в момент, когда они держали на руках ребенка, — говорит он. — Одна женщина, например, находясь за рулем автомобиля, съехала с автострады, чтобы не задавить выбежавших на дорогу гусей, но никаких гусей не было. Это была галлюцинация, вызванная нарушением сна».

Большинство людей не понимает, что их состояние вызвано низким уровнем гормона орексин, который отвечает за активность головного мозга и управляет бессонницей и сном. Очень эффективными оказываются и новые лекарства, например оксибат натрия.

С нарушениями сна связаны также необычные и опасные состояния, которые обобщенно называют парасомния. Это, в частности, могут быть ночные ужасы, снохождение и даже употребление пищи во сне. «Мне доводилось обследовать и лечить пациентов, которые, не просыпаясь, вставали по ночам, чтобы поесть. Причем ели они не только пищу. Они могли попробовать салфетку, выпить кухонный очиститель или собрать крошки со скатерти», — рассказывает Шнирсон.

Такое рода состояние неполного пробуждения может быть вызвано стрессом или неправильным употреблением успокоительных средств, например вместе с алкоголем. Выявить у пациента подобные проблемы сна и обеспечить его безопасность, рекомендовав не спать у открытых окон и убирать подальше острые предметы, — вот задача медиков, имеющих дело с подобными пациентами.

В этом месяце Папуортская больница открывает новую клинику в Восточной Англии, ее доктора смогут посещать пациентов на дому и принимать до 20 человек в день. Есть надежды и на возможность дальнейшего расширения медицинской базы, но, к сожалению, не в ближайшее время.

Врачи подчеркивают, что нарушения сна опасны не только для тех, кто ими страдает, но и для окружающих людей. «Внезапный сон, когда человек уснул и, не контролируя себя, причинил себе или коллегам смертельные повреждения, — вот основная причина гибели людей на рабочем месте. Работать на строительстве высотного здания — не самое опасное, что вы можете сделать. Заснуть при этом куда опаснее», — говорит профессор Хорн.



Вернуться к номеру