Газета «Новости медицины и фармации» 10(245) 2008
Вернуться к номеру
Опыт использования препарата Гепафорте при заболеваниях печени у детей
Авторы: Е.В. ПРОХОРОВ, И.М. ОСТРОВСКИЙ, Н.А. АКИМОЧКИНА, Т.В. ЛЕНАРТ, Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, Областная детская клиническая больница г. Донецка
Рубрики: Гастроэнтерология, Педиатрия/Неонатология
Разделы: Клинические исследования
Версия для печати
Актуальность темы
Широкая распространенность среди детского населения различных видов патологии печени, длительность их течения, нередкая резистентность к проводимой терапии, инвалидизация и связанный с этим большой экономический урон определяют их медицинскую и социальную значимость [4]. В связи c этим наряду с назначением диеты, проведением этиопатогенетической терапии продолжаются активный поиск и оценка эффективности средств, повышающих устойчивость печени к патологическим воздействиям.
Среди лекарственных форм с подобными свойствами на фармацевтическом рынке Украины появился препарат Гепафорте (производства Bosnalijek, Босния и Герцеговина). Препарат относится к мембранопротекторам, действующим началом которых являются эссенциальные фосфолипиды, представленные холинфосфатидами, ненасыщенными жирными кислотами . Кроме того, в его состав входят витамины группы В, Е и никотиновая кислота, которые потенцируют метаболическую функцию [8]. Конкретно препарат Гепафорте содержит: эссенциальные фосфолипиды — 0,3 г, никотиновую кислоту — 0,03 г, тиамин бромид — 0,006 г, рибофлавин — 0,006 г, пиридоксин — 0,006 г, токоферол ацетат — 0,006 г.
В ранее выполненных мультицентровых исследованиях у пациентов с вирусным гепатитом установлено положительное влияние Гепафорте, выразившееся в редукции повышенного уровня аланинаминотрансферазы (АлАТ) в сыворотке крови более чем в половине случаев. M. Horejsova и J. Urban [6] у больных со стеатозом печени в 96,5 % случаев получили очень хороший (53,6 %) и частично хороший эффект (42,9 %) в виде улучшение как клинических, так и лабораторных параметров. Кроме того, в работах Salam Ibrahim и соавт. [9] установлено, что назначение подобного комплекса (фосфолипиды и витамины) ведет к снижению повышенного уровня холестерина и уменьшает вероятность развития атеросклероза. В частности, исследования K. Gundermann [5] показали, что содержание общего холестерина снижается на 10–17 %, LDL-холестерина — на 10–27 %, а триглицеридов — на 26 %.
Что касается назначения гепатопротекторов при вирусассоциированных хронических гепатитах (ХГ), то вопрос решается неоднозначно. Не оказывая существенного влияния на течение инфекционного процесса, использование гепатопротекторов исследованиями рассматривается как фоновая терапия. В связи с этим гепатопротекторы по-прежнему сохраняют популярность в клинической практике при лечении больных, в том числе детского возраста, с легкой и умеренной активностью ХГ, ассоциированного с вирусом В, причем не только интегративного, но и репликативного типа [2, 4].
Особое место среди относительно частых причин поражения гепатоцитов у детей занимают отравления грибами с развитием фаллоидного синдрома [1, 3]. Названный синдром развивается при употреблении аманитальных грибов, таких как бледная поганка, поганкоподобный и вонючий мухомор, которые содержат как высокотоксичные быстродействующие фаллотоксины (фаллоидин, фаллоин, фаллидин, профалин и др.), так и медленнодействующие аматоксины (α-, β-, γ-, ε-аманитины, аманин и др.) [3].
Токсическое действие фаллотоксинов обусловлено их воздействием на мембрану и органеллы гепатоцитов, а также эпителий и сосуды кишечника. В то же время аманитины повреждают деятельность клеток с высокой белоксинтезирующей активностью, прежде всего гепатоцитов, за счет нарушения внутриклеточного синтеза белка, обусловленного с блокадой РНК-полимеразы с последовательной гибелью этих клеток [1].
В связи с этим большое значение в составе комплексной терапии фаллоидного гепатита (ФГ), особенно в периоде его исхода, приобретает назначение лекарственных средств, обладающих гепатопротективными свойствами, таких как эссенциальные фосфолипиды, препараты никотиновой кислоты, расторопши пятнистой, витамины группы В, Е и др. [3].
Объект и методы исследования
Под наблюдением находилось 33 пациента в возрасте от 7 до 16 лет, в т.ч. I группу составили 13 детей с хроническим вирусассоциированным гепатитом В (ХГВ), 3 — с хроническим криптогенным гепатитом (ХКГ). Диагноз ХГВ верифицирован обнаружением специфических маркеров. При этом у трети (4 ребенка, или 30,8 %) пациентов отмечалась репликативная фаза, у остальных (9 детей, или 69,2 %) — интегративная. У больных с ХКГ какие-либо потенциальные этиологически значимые факторы не установлены. Остальные 17 детей (II группа) переведены в гастроэнтерологическое отделение из реанимационного с явлениями фаллоидного гепатита (ФГ), где находились по поводу токсического отравления грибами. У всех пациентов определяли уровень билирубинемии и активность ферментов АлАТ и АсАТ.
Целью исследования явилось изучение эффективности и безопасности использования препарата Гепафорте в комплексной терапии хронического вирусассоциированного и хронического криптогенного гепатитов, а также фаллоидного гепатита у детей.
Обсуждение результатов исследования
Клинические проявления ХГВ у обследованных детей во многом определялись фазой возбудителя. В фазе репликации вируса у всех 4 больных наблюдались проявления астеновегетативного синдрома в виде повышенной утомляемости, слабости, раздражительности, снижения аппетита, а также диспептического синдрома (тошнота, ощущение горечи во рту, вздутие живота, дискомфорт в эпигастрии, неустойчивый стул и др.). Гепатомегалия и плотноватая консистенция органа отмечены у всех этих детей, а у 2 из них — в сочетании с увеличением селезенки. У 1 пациента имела место незначительная желтушность склер, кожных покровов, повышение уровня прямой фракции билирубина.
Примерно у 2/3 пациентов (9 из 13, или 69,2 %) с ХГВ отмечены признаки внутрипеченочного синдрома холестаза в виде повышения уровня прямой фракции билирубина, холестерина, щелочной фосфатазы.
При определении функционально-биохимических маркеров активности ХГВ одним из важных критериев явился повышенный уровень трансаминаз АлАТ и АсАТ (в 1,5–4 раза), в среднем 0,52 ± 0,08 и 0,46 ± 0,4 мкат/л соответственно, а также диспротеинемия и увеличение СОЭ и др. Конкретные значения изучаемых показателей представлены в табл. 1. В то же время частота регистрации холестатического и цитолитического синдромов в зависимости от диагноза отражена в табл. 2.
Напротив, у детей в интегративной фазе ХГВ и у больных с ХКГ кроме умеренно выраженных признаков астеновегетативного синдрома и увеличенного размера печени каких-либо лабораторных, в том числе биохимических отклонений отмечено не было.
Эхосканирование печени у обследованных I группы свидетельствовало, как правило, о различной степени выраженности увеличения размеров органа, с четкими контурами, неоднородной структурой, повышенной эхогенностью, обеднением сосудистого рисунка.
При определении индекса гистологической активности выполненная у 4 детей пункционная биопсия печени выявила отек, вакуольную дистрофию гепатоцитов, лимфоцитарно-макрофагальную инфильтрацию портальных трактов, а у 2 из них — признаки внутридолькового и портального фиброза, что свидетельствовало о преимущественно умеренном и минимально выраженном ХГ у этих больных.
Результаты обследования больных с ФГ показали, что клинические проявления заболевания характеризовались незначительной иктеричностью кожных покровов и склер, увеличением размеров печени, наличием боли в правом подреберье, повышением уровня АлАТ до 0,52 ± 0,04 мкат/л и АсАТ до 0,47 ± 0,03, а также прямой фракции билирубина до 9,2 ± 1,4 мкмоль/л.
С учетом результатов обследования пациентам обеих групп наряду с диетотерапией, устранением агрессивных гепатотоксических факторов, применением противовирусной и дезинтоксикационной терапии (только больным с репликацией вируса) витамины и гепатопротекторы назначали в виде препарата Гепафорте по 2 капсулы 3 раза в день.
На фоне проводимой терапии с дополнительным включением Гепафорте в среднем через 18,2 ± 3,2 дня констатирована как отчетливая позитивная динамика клинических проявлений основного заболевания, так и нормализация показателей, характеризующих процессы цитолиза и холестаза. При этом в случае снижения активности процесса и нормализации уровня трансаминаз суточную дозу пациентам уменьшали наполовину с рекомендациями дальнейшего продолжения приема препарата до 3 месяцев.
Выводы
1. Использование в комплексной терапии хронического гепатита и фаллоидного гепатита препарата Гепафорте (комбинация эссенциальных фосфолипидов и витаминов) оказывает отчетливый гепатопротективный эффект, выражающийся в быстром обратном развитии симптомов основного заболевания и нормализации показателей, отражающих процессы цитолиза и холестаза.
2. Гепафорте не имеет каких-либо побочных реакций и может быть рекомендован для широкого использования в практической деятельности педиатров и семейных врачей.
1. Клиническая токсикология детей и подростков / Под ред. И.В. Марковой, В.В. Афанасьевой, Э.К. Цыбулькина. — СПб.: Интермедика, 1999. — Т. 2. — С. 272-281.
2. Козак С.С. Гастроэнтерология детского возраста. — Киев., 2006. — 260 с.
3. Москаленко С., Гриненко Д. Отравления грибами у детей // Здоровье ребенка. — 2006. — № 3. — С. 68-72.
4. Соринсон С.Н. Вирусные гепатиты. — 2-е издание. — Санкт-Петербург., 1998. — 391 с.
5. Gundermann К . The «Essentiale» phospholipids as a membrane therapentic / Polish section of European Society of Biochemical Pharmacology. Institute of pharmacology and toxicology medical academy. — Szcecin., 1993.
6. Horejsova M., Urban J. The effect of polyene phosphatidyl choline in the treatment of liver steatosis and ultrasound findings // Cas. Lek Cesk. — 1994. — Vol. 133 (12). — P. 366-369.
7. Niederau C. et al. Polyunsaturated phosphatidyl choline and interferon alpha for treatment of chronic hepatitis B and C: a multi center, randomized, double blind, placebo controled trial. Leich Study Group // Hepatogastroentrology. — 1998. — Vol. 45 (21). — P. 797-804.
8. Parris M. Phosphatidylcholine: a superior protectant against liver damage // Alt. Med. Rev. — 1996. — Vol. 1 (4). — P. 258-274.
9. Salam Ibrahim et al. Transfer very of very low density lipoprotein associated phosholipidis to activated human platelets // Journal of lipid research. — 2006. — Vol. 47. — P. 341-348.