Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Журнал «Медицина неотложных состояний» 4(11) 2007

Вернуться к номеру

Некоторые особенности этики и деонтологии в службе скорой медицинской помощи

Авторы: И.Ф. ВОЛЬНЫЙ, В.И. ПОМЕРАНЦЕВ, Ю.В. ПЕШКОВ, Е.А. БЕДЕНКО, Луганская городская станция скорой помощи, Харьковская медицинская академия последипломного образования

Рубрики: Семейная медицина/Терапия, Медицина неотложных состояний

Разделы: Медицина. Врачи. Общество

Версия для печати


Резюме

Авторы анализируют сложную ситуацию этических, деонтологических и коммуникативных особенностей работы службы скорой медицинской помощи, указывают на необходимость работы в данной системе профессионально подготовленных работников


Ключевые слова

этика и деонтология, служба скорой медицинской помощи, качество оказания медицинской помощи, работа в экстремальных ситуациях.

Истинная этика начинается там,
где перестают пользоваться словами.
Альберт Швейцер

Учитывая специфику организации и деятельности службы скорой медицинской помощи (ССМП), следует остановиться на некоторых этических и деонтологических особенностях, повседневно возникающих в практике ее работы.

К специфическим особенностям ССМП следует отнести следующие:

— немногие медицинские специальности имеют такие физические и психоэмоциональные перегрузки, как у работников СМП;

— немаловажную роль играет тот факт, что бригады СМП работают на вызовах самостоятельно и их действия не контролируются в момент нахождения у больного (пострадавшего);

— необходимость выполнения вызова по различным поводам и оказание медицинской помощи любому контингенту больных (пострадавших) требует поливалент­ной теоретической и практической подготовки медработников СМП;

— постоянная работа в экстремальных ситуациях (порой и криминогенного характера) не может не сказаться на поведенческих реакциях и психологическом состоянии работников СМП;

— отсутствие возможности проводить дополнительные исследования (лабораторные анализы, рентгенограммы и др.), невозможность получить консультативную помощь обязывают медработника СМП полагаться на свою голову, свои знания, опыт, навыки.

Исходя из вышеизложенного, следует подчеркнуть, что соблюдение этических и деонтологических принципов медработниками СМП также имеет свои нюансы и особенности, которые заключаются в следующем.

Так же как театр начинается с вешалки, так и любая скорая начинается с канала «03»:

— профессиональный подбор диспетчеров по приему вызовов играет решающую роль в том, как встретят у больного бригаду СМП;

— умение деонтологически правильно вести диалог с вызывающим абонентом слагается из достаточного знания основной патологии, с которой работает СМП, адресов зоны обслуживания и подъездных путей к ним, достаточной этической и моральной личной подготовленности;

— кроме того, не секрет, что нередко абоненты разговаривают с диспетчером «03» в недопустимо грубой форме (мягко говоря), зачастую отмечаются хулиганские и ложные вызовы и т.п. — это требует от диспетчера немалой выдержки и умения сгладить назревающую конфликтную ситуацию;

— к сожалению, имеют место факты, когда в диспетчерских службах ряда учреждений СМП подбор кадров идет не по профессиональной и моральной подготовленности, а осуществляется из работников, направленных на облегченный труд (по возрасту, по состоянию здоровья и т.п.);

— на наш взгляд, работа в диспетчерской СМП может приравниваться к работе в «горячем» цеху, так как выездные бригады СМП все же имеют перерывы для отдыха между вызовами, диспетчеры же — только кратковременные технологические перерывы;

— немаловажное значение имеет также умение профессионально, кратко и вежливо провести диалог с абонентом, чтобы в кратчайшее время произвести селективный опрос для установления повода к вызову (характера предполагаемой на вызове патологии у больного).

Общеизвестно, что у больного и его родственников ввиду недуга формируется психологическая доминанта, больной и его близкие ждут бригаду СМП (при грамотном проведении предыдущего этапа) как «спасителей» или «избавителей» от страданий, боли… Таким образом, вторым немаловажным моментом является поведение бригады СМП «на пороге» у боль­ного:

— поскольку за прибывшей бригадой следят как минимум два глаза страждущего больного, внешний вид (медицинская форменная одежда, прическа и т.д.), поведенческие реакции членов бригады в немалой степени влияют на психику больного (и родственников или близких);

— банальные истины: одежда, обувь (несмотря на работу во всепогодных условиях) должны соответствовать званию уважающего себя медработника, так же как и внешний вид на работе; нужно поздороваться, необходимо сразу войти в контакт с больным и его родственниками, помыть руки перед осмотром и манипуляциями и т.д.;

— данные банальные истины нередко не соблюдаются (особенно в ночное время), что порождает обоснованные жалобы от населения;

— для руководителей СМП любого ранга не секрет, что в ряде случаев «деонтология» на пороге у больного у бесконтрольных бригад СМП заключается в наставлениях или упреках больному: «Зачем вызывали?» (особенно при повторных вызовах в ночное время — спать хочется!), после чего ни о каком контакте с больным, ни о какой эффективности медицинской помощи говорить не приходится, так как доминанта (т.е. приступ, обострение заболевания) у больного в результате стрессовой ситуации только усиливается;

— особенно часто такие ситуации наблюдаются в отношении хронических больных (главным образом социально незащищенных людей: одиноких, престарелых, инвалидов и т.д.), которые в общей нагрузке ССМП составлят до 40 % (группа «прочих заболеваний»). При этом не следует забывать, что эта группа больных на 40 % позволяет сохранить имеющийся кадровый состав СМП (образно говоря, не мы кормим хроников, хроники почти наполовину кормят нас).

Умение установить контакт с больным (и родственниками или окружающими) является искусством высшего пилотажа любого медработника СМП, оно не выучивается ни по каким учебникам, оно вырабатывается годами упорного труда над собой, прежде всего в вопросах этики, морали и деонтологии:

— выполнение должностных обязанностей можно потребовать, человечность и душевность можно только воспитать или привить;

— видимо, правильным в этом плане окажется тезис: «Когда едешь на вызов к больному — представь себе на минуту, что едешь к родному или близкому человеку». Вряд ли даже «бездушный» медработник будет хамить близкому человеку.

Немаловажным является соблюдение деонтологических взаимоотношений врача и фельдшера у постели больного: повторяем, не следует забывать, что за вами следят минимум два внимательных глаза страждущего человека.

Таким же искусством высшего пилотажа является умение грамотно закончить вызов: информировать больного, родственников или окружающих об эффективности оказанной медицинской помощи, дать рекомендации, пожелать доброго здоровья…

Особой частью работы любой ССМП является этап деонтологических взаимоотношений с медработниками других лечебных учреждений — в приемных отделениях больниц, в поликлиниках и т.д.:

— в ряде регионов зоны обслуживания ССМП бытует крылатая фраза — «скоропомощников» в лечебных учреждениях иначе как «извозчиками» не называют;

— по этому поводу народная мудрость гласит: «Сам себя уважать не будешь — никто не будет уважать!»

В заключение следует заметить: практика работы ССМП показывает, что очень редко бывают жалобы на непрофессионализм или некачественное оказание медицинской помощи, абсолютное большинство жалоб — на грубость или невнимательное отношение работников СМП, т.е. нарушение ими незыблемых принципов медицинской этики и «скоропомощной» деонтологии.


Список литературы

1. Богорад И.В. Больной и врач. — М., 1982.
2. Вайль С.С. Некоторые вопросы медицинской деонтологии. — Л., 1979.
3. Воячек В.И. Врачебная тайна и врачебная этика. — Л., 1980.
4. Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. — К., 1982.
5. Зильбер А.П. Этюды клинической медицины. Этика и закон в медицине критических состояний. — Петрозаводск, 1998.
6. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. — М., 1990.

7. Макшанов И.Я. Врачебная деонтология. — Минск, 1998. 


Вернуться к номеру