Газета «Новости медицины и фармации» 13-14(249-250) 2008
Вернуться к номеру
Постпраздничный синдром
Авторы: Владимир БЕРСЕНЕВ, заслуженный врач Украины
Разделы: Медицина. Врачи. Общество
Версия для печати
Производители зелья, прикрывающиеся фиговым листком «торговых марок», готовы поить нас так, как одесская мама кормит ребенка, — в рот, в уши и куда попало. Лишь бы больше вошло. А входит много. И все благодаря постоянно растущему количеству всенародных торжеств.
Попробуйте назавтра после любого праздника заглянуть хотя бы в единственный парк Оболонского района Киева. Прежде он назывался урочищем «Наталка», теперь переименован согласно веяниям времени в шоу-парк. Из зеленого оазиса давно вытеснены мамы с колясками и детки с бабушками. Газон вдоль и поперек исчерчен автомашинами, утыкан кострищами, столами и лавками. Горы бутылок, объедков, использованных ракетных установок для запуска фейерверков, одноразовой посуды.
По приезде у желающих оторваться на природе до уборки мусора руки не доходят. Потом им и подавно не до наведения чистоты. После обильных возлияний нашего человека, как водится, тянет на подвиги. Но это отнюдь не подвиги Геракла, который навел порядок в конюшне некоего грязнули по имени Авгий. Другое дело — срубить дерево или подраться всласть.
Привычка перманентно праздновать ведет начало от времен застоя имени товарища Брежнева. Кому-то из тогдашних идеологов пришла в голову мысль одарить именными датами представителей разных профессий в подтверждение гипотезы, что жить стало лучше и веселее. «Свои» дни, то есть поводы выпить, появились у строителей и физкультурников, шахтеров и металлургов, энергетиков и коммунальщиков, медиков и учителей. Никого не обделили, всем досталось по официальному торжеству. Да еще общие красные даты. И международные. Как не присоединиться и не отметить тостом женщин или служителей театра?!
В череду застолий органично вплелись индивидуальные праздники. С экскурсией в ресторан, а лучше — с выездом на природу. Стало чуть ли не хорошим тоном коллективно отмечать дни рождения сослуживцев, защиту диссертаций, новоселья. Сюда же присоседили «входины» и, наоборот, «уходины».
Пагубная привычка из тех лет, когда «мы делали вид, что работали, а государство делало вид, что платило нам за это», без изменений перекочевала на предприятия иных фирм собственности. А как же! Традиция прежде всего! На всех без исключения уровнях. Крупные учреждения в дни тезоименитства шефа трясет, как в лихорадке. Чередой ломятся делегации с поздравлениями на устах и с подарками в руках. В малых офисах собираются тесным кругом на обед и уже до позднего вечера — «технический перерыв».
Что интересно, перерасход энергоносителей на единицу продукции статистики подсчитали до калории и ватта. Политики кивают на эти потери и убеждают избирателей в том, что если бы не происки поставщиков нефти и газа, страна давно была бы впереди планеты всей. Хотя могли бы сравнить и сопоставить затраты труда на единицу продукции. И без калькулятора понять, что успехи развитых стран растут из количества рабочих дней на душу населения. Оно у них намного превышает число праздников. Вот где истоки богатства членов общества и общества в целом!
Но политик отечественного разлива не может себе позволить призывать людей больше работать и меньше праздновать. Печальный пример Николая II и Горбачева, вознамерившихся одним махом искоренить пьянство, научил осторожности.
Может быть, не мне, врачу, давать советы кормчим государства на предмет назревших и перезревших непопулярных решений. Но коллеги по профессии подтвердят: пик нагрузки у травматологов, терапевтов и представителей других врачебных специальностей выпадает на понедельники и дни после праздников. Кто сомневается, пусть поинтересуется статистикой вызовов карет скорой помощи или графиком посещений травмпунктов. Конечно, вносят свою лепту капризы погоды, эпидемии гриппа и прочие напасти. Все равно постпраздничные синдромы уверенно лидируют. В любое время года.
Нововведение последних лет — добавочный нерабочий понедельник в виде компенсации государственных и религиозных праздников, выпавших на выходные дни, — по замыслу должно было помочь народу спокойно опохмелиться. Наши руководители завсегда хотят сделать как лучше. Получается то, что получается. Число рабочих дней в году неуклонно снижается.
А люди из-за удвоения-утроения праздничных дней болеть не перестали — медицинский и статистический факт. Мало того, по этой причине медики подчас лишены возможности оказывать своевременную помощь больным и пострадавшим.
Надеюсь, контролирующие органы не предъявят санкций нашей небольшой организации за нарушение трудового законодательства, за то, что мы отменяем для себя дополнительный выходной, выпадающий на послепраздничный день. Ежедневно родители привозят к нам на лечение 40–50 и более парализованных детей. Лишний день пребывания в Киеве с его заоблачными ценами на временное жилье ляжет непосильным грузом на и без того небольшой семейный бюджет. Вот почему персонал амбулаторной клиники вынужден выходить на работу в дни, когда нас в законодательном порядке заставляют отдыхать. Бросить в лицо несчастным детям и их родителям сакраментальную фразу: «Желаете лечиться — приходите завтра» ни у кого из наших сотрудников язык не повернется.
На всех уровнях идут разговоры о возврате к истокам. С темпами строительства храмов могут поспорить разве что элитные коттеджи в пригородах. Но христианская да и любая другая религиозная традиция всегда отводила делу время, а потехе час. Праздников, когда позволялось расслабиться за чаркой, в году было раз, два и обчелся. Они, как правило, венчали собой напряженные недели и месяцы труда. И уж никак не припадали на горячую пору посевной или уборки урожая.
Предаваться разгулу в страдную пору, когда забот выше головы, религия всегда считала грехом, никаким не праздником. Отмаливать этот грех полагалось не столько словом-молитвой, сколько делом. Работой с утра до ночи. До седьмого пота. Думаю и уверен, что среди нашего народа найдется достаточно желающих поступать так и только так. Однако как быть людям, когда календарь соткан сплошь из праздников?