Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 16(255) 2008

Вернуться к номеру

Перспективы и реалии применения препаратов магния в неврологии и психиатрии

Магний принимает активное участие в регуляции многих физиологических процессов человеческого организма. По содержанию в организме магний занимает четвертое место после натрия, калия и кальция, а по содержанию в клетке — второе после калия. До 80–90 % внутриклеточного магния находится в комплексе с АТФ, в связи с чем уровень АТФ является одним из основных факторов, лимитирующих его накопление в клетке. Микроэлемент непосредственно регулирует состояние клеточной мембраны и трансмембранный перенос ионов кальция и натрия, а также самостоятельно участвует во многих метаболических реакциях по образованию, накоплению, переносу и утилизации энергии, свободных радикалов и продуктов их окисления. Важнейшая роль магния состоит в том, что он служит естественным антистрессовым фактором и противосудорожным агентом, тормозит развитие процессов возбуждения в центральной нервной системе и снижает чувствительность организма к внешним воздействиям.

В связи с этим дефицит магния проявляется разнообразными клиническими симптомами и синдромами, развитие которых можно сгруппировать в зависимости от нарушений основных функций магния.

Первая группа заболеваний обусловлена участием магния в энергозависимых реакциях обмена углеводов и АТФ. Поэтому недостаток магния сопровождается повышенной утомляемостью (умственной и физической) при обычных нагрузках, неадекватным теплообменом (быстрая истощаемость энергоресурсов, зябкость). Вторая группа заболеваний связана с нарушением электрической возбудимости клетки. При дефиците магния нарушается их обмен на мембране клеток, электрическая возбудимость клеток повышается, гипервозбудимость нейронов проявляется повышенной эмоциональностью, плаксивостью, раздражительностью, тревожностью, подавленностью. Третья группа нарушений функций магния связана с его структурообразующей ролью в медиаторном обмене: во-первых, магний образует участки в структуре ряда рецепторов (NMDA-, AMPA-рецепторов к ацетилхолину, норадреналину и дофамину); во-вторых, он необходим для нормального обмена нейромедиаторов (катехоламинов, тирозина, дофамина, норадреналина, серотонина, γ-аминомасляной кислоты). Эта группа причин приводит к депрессии, нарушению координации движений, внимания, памяти, настроения, участвует в развитии эпилепсии, аутизма, всевозможных фобий и маний.

Такое разделение клинических проявлений магниевого дефицита весьма условно. В целом дефицит магния характеризуется нервно-мышечными и поведенческими симптомами и синдромами (судороги, психоз, слабость, aтаксия, спастические нарушения, тремор, тетания, ажитация, бред и депрессия). Доказано снижение внутриклеточной концентрации магния в нейронах при психических и неврологических состояниях (шизофрения, эпилепсия, тик, гипоталамический синдром, головная боль, связанная с патологией регуляции тонуса сосудов мозга, гипоакузия, нарушение тонкой моторики, в том числе дисграфии).

Что касается витамина В6 (пиридоксина), то его дефицит часто проявляется специфическими клиническими симптомами в виде раздражительности, заторможенности.

В психиатрии описано состояние В6-зависимой тревожности. При В6-авитаминозе могут развиваться эпилептические судороги.

У детей дефицит магния и пиридоксина потенцирует развитие аутизма, дислексии, девиантных форм поведения, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Вовлечение различных систем организма обусловлено вегетативной дизрегуляцией в результате нарушенной адаптации к условиям внешней среды.

Влияние препаратов магния и пиридоксина на судорожную и эпилептическую активность позволило ввести данные препараты в арсенал постоянно используемых медикаментов для купирования острых приступов при судорогах и эпилепсии. В последние годы в периодической медицинской литературе появились данные об успешном лечении неврологической патологии с применением препаратов магния и пиридоксина в различной сочетаемости. В сообщениях говорилось о значимости магния для нейрохимических процессов, обеспечивающих нормальную физиологию нервной системы.

Между тем ограничением к применению солей магния является необходимость назначать их в основном парентерально из-за недостаточно хорошего всасывания в желудочно-кишечном тракте. Однако после появления комбинированных средств, содержащих магний и пиридоксин, возможности для приема препаратов магния внутрь расширились. Хорошо известно, что витамин В6 и магний обладают взаимопотенцирующим действием. Доказано, что пиридоксин существенно улучшает всасывание магния в кишечнике и увеличивает его внутриклеточную концентрацию и фиксацию в клетке.

Комплексное применение препаратов магния и такого нейротропного витамина, как пиридоксин, обусловило их широкое применение в области неврологии, психиатрии и наркологии, а также при лечении любых состояний, сопровождающихся психоэмоциональным напряжением. Комбинация пиридоксина и магния оказывает профилактическое действие при хроническом умственном и физическом переутомлении, показана при головных болях, нарушениях сна, синдроме предменструального напряжения. Кроме того, препараты магния и пиридоксина успешно устраняют тревогу и ее соматовегетативные проявления. Эти средства сочетаются с другими психотропными препаратами и не изменяют их метаболизм. Кроме того, они корригируют побочные экстрапирамидные и соматовегетативные действия нейролептических средств. Комбинация магния и пиридоксина может применяться как анксиолитик в качестве монотерапии или в сочетании с антидепрессантами, нейролептиками, транквилизаторами, снотворными препаратами. Препараты магния в отличие от транквилизаторов не взаимодействуют с алкоголем, поэтому нарушение режима трезвости амбулаторным больным не вызовет опасных осложнений. Кроме того, в наркологии роль соединений магния чрезвычайно важна при лечении алкогольного похмельного синдрома. Эти препараты эффективно купируют вегетативные проявления абстиненции в виде потливости, тремора, гипертензии, а также улучшают психическое состояние — уменьшают раздражительность, тревогу, снижают патологическое влечение к алкоголю, улучшают сон.

Назначение магний-пиридоксинового комплекса пациентам с шизофренией и экстрапирамидными и соматовегетативными побочными эффектами нейролептиков и антидепрессантов, резистентным к традиционной корригирующей терапии, приводит к снижению степени выраженности экстрапирамидных расстройств (по ESRS), изменению соматовегетативных побочных эффектов (по SARS), обеспечивает коррекцию акинето-гипертонических и гиперкинето-гипертонических синдромов, а также холинолитических побочных эффектов базисной терапии.

Из всех препаратов магния, существующих на фармацевтическом рынке Украины, особого внимания заслуживает Береш® Магний плюс В6 производства АО «Береш Фарма» (Венгрия). Береш® Магний плюс В6 имеет преимущества перед другими комплексными препаратами магния и витамина В6 (табл. 1): прежде всего его можно назначать по 1 таблетке в сутки, что объясняется наличием в таблетке двух солей магния, обеспечивающих пролонгированное действие препарата, тогда как большинство других препаратов требуют более частого назначения — 4–6 таблеток в сутки. Это обеспечивает большую приверженность пациентов к проводимому лечению и лучший контроль со стороны врача. Кроме того, препарат Береш® Магний плюс В6 отличают высокая безопасность и хорошая переносимость, что объясняет возможность его применения у детей начиная с 2-летнего возраста. Доступная цена (стоимость курса в 5–10 раз дешевле за счет приема не 6, а 1 таблетки в сутки) и высокое европейское GMP-качество — главные преимущества препарата Береш® Магний плюс В6.

Подготовила Галина Бут



Вернуться к номеру