Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Газета «Новости медицины и фармации» 20(262) 2008

Вернуться к номеру

Эффективность применения Береш® Магний плюс В6 в комплексном лечении и профилактике угрозы преждевременных родов (УПР)

Авторы: И.В. ГУЖЕВСКАЯ, В.П. ЛАКАТОШ, О.Ю. КОСТЕНКО, Д.В. СЫЧЕВА, И.Е. МИРОНОВА, Л.А. ЖАБИЦКАЯ, Кафедра акушерства и гинекологии № 1 Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца, родильный дом № 7, г. Киев

Рубрики: Семейная медицина/Терапия, Терапия

Разделы: Клинические исследования

Версия для печати

Учитывая высокую эффективность и востребованность перорального введения препаратов магния при лечении и профилактике угрозы преждевременных родов, а также необходимость решения существующей проблемы низкой комплайентности таблетированных форм, в условиях стационара была изучена эффективность нового препарата с низкой кратностью приема (1 табл/сут.) Береш® Магний плюс В6 с целью коррекции угрозы преждевременных родов. Включение Береш® Магний плюс В6 в общепринятую схему лечения повышало его эффективность.

Среди важнейших проблем практического акушерства одно из ведущих мест занимают преждевременные роды, частота которых составляет 10 % от их общего количества и не имеет тенденции к снижению. Поэтому клиническая оценка эффективности новых препаратов для лечения и профилактики преждевременных родов является актуальной проблемой.

Среди многочисленных методов профилактики и лечения УПР терапия препаратами магния уже давно является базисной.

Магний — один из жизненно необходимых минералов. Он играет важную роль в образовании более трехсот ферментов, принимает участие в энергетическом и электролитном обмене, выступает в качестве регулятора клеточного роста, необходим на всех этапах синтеза белковых молекул. Магний способствует расслаблению мышечных волокон (мышц сосудов и внутренних органов). Его важнейшее значение состоит в том, что он — естественный антистрессовый фактор. Однако у 25–30 % населения поступление магния с пищей недостаточное (J.R. Dipalma, 1990). Современные технологии кулинарной обработки, в свою очередь, также снижают поступление магния с пищей.

При нормальном питании мы можем получать около 300 мг магния в день (при среднесуточной норме 350 мг). Чтобы получить суточную норму магния, необходимо выпить 2–4 л молока или съесть 1,5–2 кг мяса. В период беременности норма потребления магния увеличивается до 400 мг в сутки.

Динамика изменения гипомагниемии у беременных:

1) уровень магния неуклонно снижается на протяжении всего срока беременности, достигая минимума к 34–38-й неделе;

2) уровень магния падает в третьем триместре беременности и после этого остается устойчивым до момента родов;

3) прогрессивное снижение показателя магния при перенашивании беременности по сравнению со своевременными родами.

Особое значение недостаток магния приобретает в акушерско-гинекологической практике. Гипомагниемия при беременности обусловлена как повышенной потребностью в этом элементе, необходимом для обеспечения полноценного роста и развития плода, так и усиленным выделением магния почками, а также относительным снижением его концентрации за счет увеличения ОЦК матери и перераспределения кровотока между матерью и плодом.

Последствия дефицита этого микроэлемента различны и сказываются на здоровье как матери, так и ребенка. Существенную роль в возникновении недостатка магния могут играть рвота в ранние сроки беременности, заболевания пищеварительной системы. Особенно актуальна данная проблема в третьем триместре беременности. Наиболее низкая концентрация магния в крови беременных отмечается при поздних гестозах, в частности при эклампсии. Важным фактором, усугубляющим гипомагниемию и, соответственно, клиническое течение патологических состояний, патогенетически тесно связанных с дефицитом магния в организме, является наличие в анамнезе артериальной гипертензии (АГ).

Не менее значима роль дефицита магния в преждевременных родах. В условиях сниженной концентрации магния происходит патологическая активация кальцийзависимых контрактильных реакций в миометрии и возрастает угроза преждевременных родов. Кроме того, гипомагниемия способствует развитию повышенной возбудимости центральной нервной системы (ЦНС), что провоцирует спастические реакции матки. При сопутствующей АГ нарушается кровоснабжение плаценты и фетоплацентарного комплекса, повышается содержание в крови вазоконстрикторных факторов (ренин, ангиотензин II, простагландин F, серотонин), что усугубляет риск преждевременных родов.

Следует помнить, что магний является физиологическим регулятором продукции альдостерона. Недостаточность магния приводит к увеличению секреции альдостерона, задержке жидкости в организме и развитию отеков. При гипомагниемии возникает относительная гиперэстрогения, приводящая к гиперпродукции ангиотензина печенью, в свою очередь повышающего уровень альдостерона в крови и артериальное давление. Возникающий порочный круг служит еще одним патогенетическим механизмом осложнений беременности, в первую очередь у женщин с артериальной гипертензией. Дефицит магния у беременных проявляется в основном в повышении нервно-психической (раздражительность, подверженность стрессу, ощущение тревоги, бессонница, астения) и мышечной возбудимости (боль в пояснице, судороги, повышение тонуса матки, иногда вплоть до выкидыша).

Ограничением к применению солей магния в прошлом была необходимость назначать их в основном парентерально из-за недостаточно хорошего всасывания в пищеварительном тракте. Парентеральная магнезиотерапия целесообразна лишь в ургентных ситуациях. Поэтому препаратами выбора для длительной профилактики и лечения дефицита магния являются лекарственные формы для приема внутрь.

Большой интерес в магниевой терапии беременных сегодня представляет относительно новый препарат Береш® Магний плюс B6, одна таблетка которого содержит 1,6 мг витамина В6 и 250 мг элементарного магния в виде 463,93 мг магния цитрата и 352,92 мг оксида магния. Магния цитрат представляет собой ортомолекулярную соль магния, сходную с присутствующими в организме комплексными соединениями магния и обеспечивающую высокую биодоступность, а также относительно быстрый эффект. Оксид магния, содержащий наибольшее количество элементарного магния из всех соединений этого минерала, обеспечивает пролонгированное высвобождение и всасывание этого элемента из лекарственной формы, что позволяет удовлетворять путем приема одной таблетки всю суточную потребность в нем без появления побочных реакций со стороны пищеварительного тракта, лучше восполнять дефицит этого элемента и существенно способствовать повышению комплайенса.

Целесообразность сочетания витамина В6 и магния основывается на синергизме их действия. Витамин В6 повышает концентрацию магния в крови и эритроцитах и уменьшает экскрецию магния с мочой. Магний активирует процесс биотрансформации пиридоксаль-5-фосфата в печени.

Комбинированное применение витамина В6 и магния компенсирует дефицит этих веществ, возникающий при неполноценном питании, избыточном выделении магния, синдроме мальабсорбции, обеспечивает оптимальное поступление магния, повышая его абсорбцию в кишечнике и содействуя поступлению внутрь клеток за счет образования хелатного комплекса витамин В6 — Mg — аминокислоты.

Материал и методы исследования

Целью нашего исследования было определение эффективности применения препарата Береш® Магний плюс В6 в комплексной терапии угрозы преждевременных родов в дозе 1 табл/сут.

В исследовании принимали участие 50 пациенток в сроке от 23 до 37 недель беременности с целыми водами, которые находились на лечении в отделении патологии беременных роддома № 7 г. Киева с диагнозом УПР. Обследуемые беременные были разделены на две группы по 25 человек в каждой. I группу (основную) составили беременные с УПР, которым в комплекс лечебных мероприятий наряду с общепринятой терапией был включен препарат Береш® Магний плюс В6 (по 1 табл. в сутки). II группу (контрольную) составили беременные, получающие стандартную терапию, направленную на сохранение беременности.

Стандартная терапия включала:

— токолитики (β-адреномиметики — ритордин, гинипрал);

— спазмолитические средства (папаверин);

— седативную терапию (персен, настойка пустырника), а также постельный режим.

Группы беременных были сопоставимы между собой по среднему возрасту, времени менархе, репродуктивному анамнезу, а также наличию соматических и гинекологических заболеваний. Средний возраст обследуемых I и II групп составлял 27 ± 3 года. Отмечались следующие клинические признаки угрозы преждевременных родов: ноющие или тянущие боли внизу живота, повышенный тонус матки (определяемый пальпаторно и при УЗИ), общая слабость. Кроме того, у 45 (95 %) обследуемых беременных наблюдались состояние эмоционального напряжения, раздражительность, подавленность, тревожность, быстрая утомляемость, головокружение, парестезия, ощущение сердцебиения. Такие изменения эмоциональной среды и вегетативные нарушения являются непрямыми признаками гипомагниемии, развивающейся у беременных. Основной жалобой у 42 (84 %) беременных была боль внизу живота, у 5 (10 %) — кровянистые выделения, ставшие причиной обращения к врачу.

В комплекс обследования входили тщательное изучение анамнеза и жалоб, а также:

— общее клиническое обследование;

— общие клинические анализы крови и мочи;

— бактериоскопическое исследование отделяемого цервикального канала, влагалища и уретры;

— УЗИ плода и матки;

— кольпоскопия (по показаниям);

— консультация терапевта (по показаниям).

Эффективность лечения оценивали на основании клинических данных (отсутствие жалоб, нормализация психоэмоционального состояния пациенток), результатов УЗИ в динамике лечения (исчезновение повышенного тонуса миометрия).

Результаты и их обсуждение

Приняв за критерии оценки доступные каждому практикующему врачу клинические данные, удалось с определенностью отметить, что в I обследуемой группе лечение оказалось более эффективным — быстрее проходили ноющие боли внизу живота, общая слабость, гипертонус матки, быстрее нормализовался режим сна и бодрствования (табл. 1).

Исследование показало, что период пребывания (лечения) в стационаре женщин основной группы, принимавших вместе с базовой терапией препарат Береш® Магний плюс В6, в среднем составил 10 суток, а контрольной — 13. Это значительно сокращает количество проведенных в стационаре койко-дней, что благоприятно влияет как на психологическое состояние беременной (что важно при состояниях, сопряженных с угрозой преждевременных родов), так и на экономический аспект лечения.

Таким образом, Береш® Магний плюс В6, является эффективным средством для профилактики и комплексного лечения угрозы преждевременных родов, позволяющим влиять на различные патогенетические звенья данной патологии.

Выводы

1. Включение препарата Береш® Магний плюс В6 в общепринятую схему лечения угрозы преждевременных родов повышает его эффективность.

2. Включение препарата Береш® Магний плюс В6 в схему лечения УПР позволяет сократить период пребывания беременных в стационаре в среднем на 3 койко-дня.

3. Прием препарата в дозе 1 табл/сут. восполняет суточную потребность в магнии и является достаточным для достижения терапевтического эффекта.

4. Однократный прием препарата в дозе 1 табл/сут. обеспечивает высокий комплайенс и экономическую доступность курса лечения.

5. Береш® Магний плюс В6 улучшает психоэмоциональный статус беременных, нормализует сон.

6. При назначении препарата побочных эффектов не выявлено.

7. Береш® Магний плюс В6 удобен в применении, не имеет противопоказаний к назначению на любом сроке беременности и может быть препаратом выбора в комплексной терапии УПР.

8. При применении препарата отмечена более высокая оценка состояния новорожденных по шкале Апгар.

9. При применении препарата отмечено меньшее число новорожденных, нуждающихся в наблюдении в отделении интенсивной терапии.



Вернуться к номеру