Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.



Сучасні академічні знання у практиці лікаря загальної практики - сімейного лікаря
Зала синя Зала жовта

Сучасні академічні знання у практиці лікаря загальної практики - сімейного лікаря
Зала синя Зала жовта

Журнал «Артериальная гипертензия» 2(4) 2009

Вернуться к номеру

Исследование CHHIPS: контроль артериального давления снижает смертность от инсульта

В исследовании CHHIPS (Controlling Hypertension and Hypotension Immediately Post-Stroke) показано, что снижение артериального давления (АД) у пациентов с острым инсультом не приводило к ухудшению исхода и даже снижало смертность.
«Исследователи амбициозно взялись за изучение очень важного аспекта лечения пациентов с острым инсультом», — утверждает Sheryl Martin-Schild в комментариях к статье.
Вопрос о снижении АД при остром инсульте до сих пор остается неясным. Высокое АД ассоциируется с плохим исходом, но вмешательства увеличивают риск снижения церебрального кровотока, что ведет к уменьшению перфузии в ишемизированном участке. Низкое АД при инсульте также ассоциируется с плохим прогнозом.
John Potter и его команда собирались включить в исследование CHHIPS 1650 пациентов с систолическим АД более 160 мм рт.ст. Но так как большинство пациентов соответствовали критериям включения в конкурентное исследование COSSACS (Continue or Stop post-Stroke Antihypertensives Collaborative Study), то исследовали только 179 пациентов.
Эти больные (включая 25 с первично геморрагическим инсультом) получали либо лабеталол, либо лизиноприл, либо плацебо в сроки до 36 часов от момента возникновения симптомов. Препараты назначались per os и внутривенно (при необходимости). Дозы препаратов увеличивались до достижения целевого систолического АД 145–155 мм рт.ст. или его снижения на 15 мм рт.ст.
У пациентов, которые получали активное лечение, систолическое АД снизилось в среднем на 21 мм рт.ст. по сравнению с 11 мм рт.ст. в группе плацебо. Пациенты, получавшие активное лечение, по неврологической симптоматике не отличались от пациентов, которые получали плацебо. Через 2 недели после инсульта 61 % больных в группе активного лечения и 59 % в группе плацебо умерли или были значительно инвалидизированы. Частота развития побочных явлений была сходна между группами. В группе активного лечения наблюдалась меньшая вероятность смерти в сроки до 3 месяцев после инсульта — 9,7 % по сравнению с 20,3 % в группе плацебо. Но исследователи указывают на небольшое количество пациентов, которые были включены в исследование, и малое число событий.
«Исследование показало безопасность снижения АД при остром инсульте и необходимость проведения больших проспективных рандомизированных исследований в этой области, — считает Martin-Schild. — Вероятно, повышенный риск смерти, который ассоциируется с повышенным АД, при остром инсульте можно модифицировать. И возможно, пациенты во время инсульта должны продолжать принимать антигипертензивные препараты, которые они принимали дома. Исследование COSSACS дает нам надежду получить ответ на этот важный вопрос» (Lancet Neurol. — 2009. — Vol. 8. — P. 48-56).



Вернуться к номеру