Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Международный неврологический журнал 8 (30) 2009

Вернуться к номеру

Акупунктура и ее культурная принадлежность

Авторы: Яцкос В.Д., д.м.н., профессор, Фракия, Греция

Рубрики: Неврология

Версия для печати

Ученые Древней Эллады трактовали Человека как прекрасное творение Димиурга, построенное из той же первоматерии, что и Вселенная (Пифагор, Аристотель, Демокрит и др.), являясь ее подобием, что, в свою очередь, накладывает на Человека и его жизнь влияние тех же сил и закономерностей, властвующих в Природе. Культура Древней Эллады осмысленно и досконально, в различных спектрах разработанных учений демонстрирует всеобщую связь Человека с Космосом и окружающей средой (пифагорийцы, орфики и др.). Вибрирующая жизнь биосферы взаимосвязана с биоритмами времени (сутки, сезон, год) и выражена в каждом его моменте функционально и метаболически в организме (клетки, органы, меридианы акупунктуры), акупунктурным определением энергии ци, формой проявления которой является борьба противоположных сил Ян (+) и Инь (–). Это так называемый Закон Инь­Ян в акупунктуре. Закон Инь­Ян — это символ гармоничного равновесия, и создан он по прообразу территории Эллады (рис. 1), символа Гармонии.

Инь — территория Эллады, Ян — Эгейское море. Ян в Инь — священные Дельфы в Элладе, Инь в Ян — остров Самофраки в Эгейском море. Янский «энергетический глаз» — Дельфы (поток энергии направлен в небо), иньский «энергетический глаз» — остров Самофраки (поток энергии направлен в глубь земли). Правильно закон Инь­Ян должен называться АН­ИН, т.к. в переводе с греческого языка: женщина — инэка (ИН), а мужчина — андрас (АН). На самом деле он так и трактуется, но ошибка в искажении АН, что произносится как ЯН, а очередность АН­ИН — в порядке алфавита, т.к. в начале «А», затем «И». Древнегреческая терминология лежит в основе восточной науки, т.к. это древнегреческая культура Микенского периода (базируется на законах Гермеса Трисмегистого, которого в Древнем Китае называли Фу­си — желтым императором, родоначальником нации). Китайский язык (иероглифы, в переводе с греческого языка — священные письмена) — это один из разновидностей древнегреческих алфавитов — древнегреческий микенский алфавит (рис. 2); переводится двумя словами: иеро — ier — святой, глифы — glufik — письмена — святые письмена (т.к. их создал Гермес Трисмегист — Фу­си).

Сегодня в Китае в пустыне Такла Макан находится множество останков древнегреческих городов с архитектурой микенского периода. Также к этому добавим древнегреческие орнаменты (меандросы), повсюду и повсеместно встречающиеся в Китае — в храмах, на сосудах, коврах (рис. 3), в национальной одежде и т.д.

На древнегреческих картах Китая, составленных Птолемеем (рис. 4), указаны города, имеющие древнегреческие названия и, естественно, основанные древними эллинами (сегодня на их местах сохранились останки строений (рис. 5): город Эгис на севере Китая (Ксин Янг), город Фрура (пустыня Такла Макан) (рис. 6), город Александрия, или Эсхати (пустыня Такла Макан), город Цербер (пустыня Такла Макан — имеются руины четырехугольных громадных зданий с архитектурным стилем микенского периода самого входа в здание — арки), город Исхи (пустыня Такла Макан) и др. Также на этой карте Китая, составленной Птолемеем, мы видим пирамиды [D. LIAKOPOULOS, 2006], которые находятся на территории Китая и сегодня (рис. 7, 8).

 

 

 

 

Провинция Юн­нан (рис. 4), на юге Китая, граничит с Вьетнамом, Лаосом и Миянмаром (бывшая Бирма), сегодня там живут 20 млн человек 25 национальных меньшинств (накси, айны, сани, мусоо, даи, ги, дулонг, хани, зуанг, миао, гуа, лизу, деанг и т.д.), которые заявляют, что они не китайского происхождения. Например, слово, обозначающее национальность, «накси», переводится как «те, кто любит свободу». Большинство из них — носители средиземноморских характеристик внешности, во многих случаях смешанных с восточными. На востоке Грецию называют: в Турции — Юнанистан, в Иране — Юнан, т.е. провинция Юн­нан в переводе — Эллада, где на протяжении тысячелетий живут потомки древних эллинов. На древнегреческих картах Птолемея в этой провинции указаны города Архидамиа, Афродисиас, Эрмион, Элевсис, Ирэон, Дионисиас [D. LIAKOPOULOS, 2006].

В древнекитайских источниках сохранились данные, что просветителями китайцев были эллины в эпоху Гермеса (9000 лет до н.э.) и «...наши древние боги: Фу­си (Гермес), Соонг Ци (Кронос), Цанг Ци (Уранос) не были богами, а были Великими Императорами, предками нашей нации», — пишет Конфуций, отмечая появление в Китае царей­эллинов в эпоху богов Гермеса, Кроноса и Ураноса. То же самое пишет и Диодорос Сикелиотис: высшие боги (двенадцать богов Олимпа) не были божествами, а были эллинами­царями, которые обожествились. Источники показывают, что древнекитайская религия Дао есть идентичная религия Монотеизма Гермеса Трисмегиста, и что Фу­си (Гермес Трисмегистос) — секретарь Кроноса, и что прославленная богиня китайцев Ванг Му — это эллинида­императрица Ма Реа, супруга Кроноса — Реа. Известно, что эллинида та, императрица, имела титул Великой Царицы, матери Богов. Древнекитайские легенды говорят о том, что в начале созидания мира были Небо и Земля. В эпоху ту установились законы честности и справедливости. Не существовало тогда страны, которая не принадлежала бы царю Ураносу (Небо). Небо представляется Властелином одной счастливой страны на западе, столица которой находится рядом с большой горой (Олимп), вокруг которой расположены сады, где произрастает цветок бессмертия. Там жили бессмертные жизнью праздников и веселья. Супругой властителя неба была Ванг Му, великая матерь, царица Запада. Приводят древнекитайские легенды, что Ванг Му — Великая Царица Запада — есть Ма Реа, супруга автократора Кроноса, дочь Царя Ураноса (Небо)» [P. IΩANNIDHS, 1997].

Обратим внимание на древнегреческий барельеф, где древнегреческие врачи проводят иглоукалывание (рис. 9). Он показывает и доказывает, что наука, созданная Гермесом Трисмегистом — Фу­си, применялась тысячи лет назад в Древней Элладе — колыбели всего человечества.

В современных руководствах по иглоукалыванию описаны процедуры и техника иглоукалывания (Г. Лувсан) с их зрительной демонстрацией (рис. 10): поза больного и расположение врача­иглотерапевта.

На рис. 9, 10 четко видны одинаковые профессиональные действия врачей (положения рук при проведении процедуры, позы врача и больного), которые делают одно и тоже — иглоукалывание, как в древности, так и сегодня.

Китай — по­гречески Кина (Пес), а созвездие Большого Пса — по­гречески Мегалос Кинос (Большой Пес). Связь Пес — Большой Пес, Китай — созвездие Большого Пса демонстрируется в сходстве земного материка, где находится Китай, в виде головы собаки известной породы чау­чау (рис. 11). Даже выражена такая деталь, как постоянно высунутый язык у собак породы чау­чау, наиболее популярной и любимой в Китае.

Обратимся к мифологии Древней Эллады, которая нам повествует о легендарных кентаврах и самом великом из них — кентавре Хироне, который на горе Пилио в Фессалии обучал медицине, различным наукам, искусствам и боевым техникам всех героев Древней Эллады. С греческого языка Кентавр — kentauroz — kent/auroz — kentaw thn aura переводится как «колю ауру» (первыми иглоукалывателями­иглотерапевтами были кентавры), именно этой медицине учил великий Хирон своих учеников (рис. 12), среди которых был и маленький Асклипиос — в последующем бог медицины, одним из его учеников стал Гиппократ — отец медицины. Из чего следует, что науку акупунктуру все они и их ученики в последующем просто не могли не знать.

Мифология — это информационная наука, «миф» в переводе с древнегреческого языка означает «бегло рассказанная история», а представители этой науки — мифологи — были очень подготовленными и разносторонними специалистами. Поэтому необходимо психологически изменить существующее отношение к мифам как к каким­то сказочным событиям, а искать в них научную историческую информацию, которая может дать ответы на множество вопросов и приведет к истине.

Общепринято считать родиной метода иглоукалывания Китай, однако проведенное исследование в корне меняет данное установившееся мнение на этот счет. Первый исторический документ, посвященный иглоукалыванию в Китае, датируется примерно 221 г. до н.э. («Хуанди нэй­цзин» — «Трактат о внутреннем», в котором изложены теоретические основы иглоукалывания, дана топография 295 точек и описаны 9 форм игл, а также правила применения иглотерапии), а в одном из музеев Лондона находится египетский папирус с обозначением точек для иглоукалывания, который датируется 1550 г. до н.э. Разница между ними во времени составляет 1329 лет! Египетский источник на целых 1300 лет старше китайского, и как после этого можно считать родиной метода Китай?! Чтобы получить ответ на этот вопрос, обратимся к колыбели всего человечества — эллинизму (мифологии, истории, науке, культуре и т.д.), который озарит нас истиной в очередной раз.

ЕГИПЕТ. Много шума создано вокруг египетской культуры, которая, конечно же, самобытно существовала, но от учителей­эллинов, принесших культуру от 22 000 лет до н.э. в Египет. Много тысяч лет позднее они основали первую египетскую династию во главе с царем Миноасом с Крита. Видим из повествований Солона, имевшего тесные контакты с египетскими жрецами, открывшими ему, что эллинская культура на 1000 лет старше египетской (в описаниях Платона — книга «ELLHNES OI GIOI TΩN QEΩN», G. KALOGERAKHS. DION. QESSALONIKH, 1998. — с. 252).

Египтяне еще и сегодня находятся в странном душевном литаргическом сне. Народ, совершавший великие дела в прошлом, должен иметь свою культуру и свой путь мышления, а мы видим вызывающее сочувствие состояние египетского народа, совсем доведенного до крайности.

Нас удивляет любопытство, с которым смотрели на Талия Милисского жрецы, когда он вычислял высоту пирамид с помощью тени своего посоха и теней пирамид методом тождественных треугольников, в то время когда кто­то говорит о геометрических знаниях египтян. Или слушали как непостижимое слова Эратосфена, когда он говорил о меридиане Земли и об определении полуденного времени при помощи теней предметов на дне колодцев, и «занимающиеся множеством дел мудрые жрецы» Египта принимали его за сумасшедшего. Эратосфен поднимался в Верхний Египет и наблюдал на дне колодцев полуденное время. Этот факт подтверждал, что лучи солнца падали перпендикулярно, и меридиан Земли определялся с очень незначительной погрешностью, что удивляет современных ученых своей точностью.

Археолог Леонард Гулей пишет: «Египтяне 2000 лет до н.э. не имели математических знаний и методы их были несерьезными». Несмотря на упорство археологов, до сегодняшнего дня не нашлись подтверждения самобытной египетской культуры, а только находятся образцы эллинской культуры, приписываемой кому угодно, но только не тому, к кому они относятся.

До потопления Эгиды, 14 000 лет до н.э., Эллада соединялась сушей с Египтом, а место сегодняшнего Эгейского моря занимала непроходимая гора Эгео, на которой жили множественные стада горных коз эга­эгеон, откуда и во­зникло название горы. Оставшиеся потомки тех коз сегодня — козы кри­кри острова Крит. Название «Египет» (по­гречески — Aiguptoz) состоит из слов Aigaio + Uptio, что в переводе означает равнинное Эгео, или Aighiz + Uptiwz = Aiguptoz, т.е. равнинная Эгеида (pedinh Aighida). Сами же египтяне называли свою страну КЕМ (Хам) — черная земля. Однако же держится греческое название — Египет (AIGUPTOS). Первый цивилизованный бог Египта — это бог Уранос (Небо), который принес цивилизацию местным жителям. Далее идет бог Кронос; как излагают Аполлодор и Филон Библейский, с его прибытием установилась райская, или золотая, эпоха в Египте. Еще позднее Египет посещают Афина, Эрмис (Гермес), Диас (Зевс), который чествуется в Аммонио (Ammwnio), в пустыне Шива (Siba), где существует величественный храм, посвященный ему. Сразу же после свержения Кроноса царем Египта провозгласился наймудрейший учитель Эрмис (Гермес) Трисмегист, сын Диаса (Зевса). Является цивилизованным богом­царем, просветившем то, что сегодня называют египетской культурой.

Эрмис (Гермес) был известен в Египте как Тот (Twq, Qwq, Twt, Qwp). Имя Тот (Twq) является производным эллинского Tauz — великий, большой. Труды Эрмиса (Гермеса) были найдены Миноасом 4500 лет до н.э. и переведены жрецом Ватти (Batth), или Вути (Bouth), и написаны священным письмом той эпохи. Из 42 книг 36 содержат религиозную и астрономическую информацию о планетах, их вращении вокруг Солнца и вокруг своей оси, колебании Земли во Вселенной, о кометах и спутниках планет, о туманностях и зодиаках, о вращении Большой Медведицы. Остальные 6 книг содержат современные медицинские данные, которые бог написал с помощью Асклипиоса (Asklhpioz) — бога медицины, как пишет Стовеос (Stwbaioz), египетский бог Имхотеп — это врач Асклипиос: делал переливание крови, трансплантацию и возвращал к жизни мертвых.

На Земле называли Гермеса (рис. 13) Трисмегистом (ERMHS TRISMEGISTOS), Трижды Великим, Трижды Рожденным (три появления в разных местах планеты Земля под разными именами и колоссальное развитие человечества):

— Гермес в Элладе (древнегреческий язык, числа, высочайшее развитие общества по пути науки, мудрости и гармонии и т.д.);

— Тот в Египте (42 тома: 36 томов по космогонии и философии и 6 томов по медицине, «Изумрудные скрижали», письменность, «гимнастика Гермеса», египетский язык и т.д.);

— Фу­си в Китае (Закон Инь­Ян, Закон Восьми триграмм, «Канон перемен», иероглифы, понятие «семья» и т.д.).

Он являлся олицетворением Универсального Ума и Космического Принципа Мысли, и в его обязанности входили задачи организации Мира, просветление душ и сопровождение их после смерти к суду верховного божества.

Пифагор слышал музыкальную волну планет, ему одному из всех живущих на земле были понятны и слышны космические звуки (звуки семи планет, неподвижных звезд и того светила, что находится напротив, по другую сторону центрального очага мироздания, и называется Противоземлей). Аристотель писал: «Пифагор признал математические начала за начала всего сущего». Философская истина переносится им на музыку и числа. Число понимается как термин, прилагаемый ко всем цифрам и их комбинациям. Пифагор определял число как энергию и считал, что через науку о числах раскрывается тайна Вселенной, ибо число заключает в себе тайну вещей. Именно наука чисел может обладать ключом жизни и сути бытия. Монада называется так потому, что всегда остается в одном и том же состоянии — отделенной от множественности.

Таким образом, Вселенная рассматривается как Монада, но индивидуальные части — по отношению к частям, из которых они состоят. Пифагорийцы рассматривали Монаду как синоним единого, она тождественна великой силе, сосредоточенной в центре Вселенной и контролирующей движение планет вокруг себя. Она называется также зачаточным разумом, потому что является началом всех мыслей во Вселенной. Монада сравнивается с вечностью, которая не знает ни прошлого, ни будущего. Она — любовь, согласие и благочестие, потому что неделима. Монада есть причина истины и структура симфонии, так как она изначальна (рис. 15).

Геродот писал, что в VI–V вв. до н.э. существовали две крупные медицинские школы — киренская (в греческой колонии в Африке) и кротонская, основоположником которой был Пифагор. Ученики Пифагора делились на две большие группы, первую из которых составляли последователи и продолжатели дела (их называли пифагорийцами, эзотериками, познавателями и математиками), а вторую — подражатели (пифагористы, экзотерики или акусматики). Пифагорийская медицина оказала влияние не только на гиппократовскую, или светскую, но и на храмовую медицину, элементы которой до сих пор присутствуют в методах нетрадиционной медицины, народных целителей и экстрасенсов. Пифагор описал пять законов геометрического и энергетического созидания Вселенной, столько соединения (образования), сколько и распада (дезорганизации) ее. Разложенное от верха к самому низу, столько линейно, сколько и вычисленной площади, как и измеренного объема, нам открывает геометрический порядок созидания, разложенное снизу до верху нам раскрывает законы распада (дезорганизации) вселенной, возврата ее к Первоначальной Монаде (Arcikh Monada). Также Закон расположения чакр (рис. 16), как его определил Пифагор, нам подтверждает аналогично, посредством пяти высших чакр, закон расположения пяти первых орбит планетных систем или по­другому, если локализовать в нашей солнечной планетной системе, нам подтверждает математический закон нахождения расположений планет EPMH (Эрмис­Гермес, Меркурий), AFRODITHS (Афродита­Венера), GHS (Ги­Земля), APH (Ари­Марс) и ASTEROEIDWN (Астероидов), как при созидании Вселенной, и как нам показал Пифагор («Вокруг планетных систем»). Конкретно расстояния эти, в аналогичном сопоставлении с расстояниями GH­HLIOS (Ги­Земля — Илиос­Солнце), в астрономических единицах (а.е.):

1) от верхней чакры (в йоге — 7­я чакра) равнозначна с расстоянием EPMH (Эрми­Меркурий) = 1/Ф2 = 0,382 а.е.;

2) от следующей чакры (в йоге — 6­я чакра) равнозначна с расстоянием AFRODITHS (Афродита­Венера) = 1/Ф = 0,618 а.е. (по созиданию);

3) в йоге 5­я чакра равнозначна с расстоянием GHS (Ги­Земля) = 1 а.е.;

4) в йоге 4­я чакра равнозначна с расстоянием APH(Ари­Марс) = Ф = 1,618 а.е.;

5) в йоге — 3­я чакра равнозначна с разрушенными астероидами (DIAS­Диас) = Ф2 = 2,618 а.е.

Так же подтверждает и для всех чакр Пифагором открытый тройной закон расстояния между планетами, а именно соотношение 1 : 2 : 3, по три каждый раз взятых. А именно, первая от вершины (7­я чакра), вторая и третья (6­я и 5­я чакры) от вершины как числа 1, 2, 3... Равным образом, четвертая (4­я чакра в йоге), пятая (3­я чакра в йоге) и шестая (2­я чакра в йоге) от вершины имеют расстояния, как числа 1, 2, 3.

В специальной литературе описывается огромная роль чакр: приемники­накопители­преобразователи энергии. Энергия из чакр далее распространяется к 14 основным классическим меридианам акупунктуры организма человека (психобиоэнергетический гомеостаз) и через них — к органам и системам. Нарушения энергетической функции в чакрах приводят к функциональным заболеваниям, а далее к органо­психическим расстройствам. Устранение дисбаланса энергии в чакрах в Древней Элладе проводилось геометрическими фигурами («Платоновы тела») — кристаллические формы, ношение которых было в местах расположения чакр (соответствующей чакры с дисбалансом энергии).

Древняя Эллада — это океан знаний и содержит в себе все, но это все сегодня нужно человечеству заново познавать шаг за шагом. Заканчивая исследовательский анализ, приведу изречение мудрого Сократа, которое тождественно вышесказанному: «Здоровье — это еще не все, но все — ничего без здоровья».


Список литературы

 1. Изумрудные скрижали Тота-Атланта (Гермеса Трисмегистого) / Пер. Дореаля. Издательство Александрийской библиотеки. Датированы примерно 30 000 лет до н.э.

2. Лувсан Гаваа. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М.: Наука, 1992. — 576 с.
3. Мачерет Е.Л., Самосюк И.З. Руководство по рефлексотерапии. — К.: Вища школа, 1989. — 479 с.
4. Сули Софиа. Греческая мифология. — Афины: Изд-во Михалис Тубис А.Е., 1997. — 175 с.
5. Табеева Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии. — М.: Медицина, 1982. — 560 с.
6. Фалев А.И. Классическая методология традиционной китайской чжэнь-цзю терапии. — М.: Прометей, 1991. — 199 с.
7. Хоанг Бао Тяу. Иглоукалывание / Пер. с вьетнам. П.И. Алешина. — М.: Медицина, 1988. — 672 с.
8. Хоушэн Линь, Пэйюй Ло. Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигуне. — Новосибирск: Наука, 1993. — 415 с.
9. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». — М.: Наука, 1993. — 606 с.
10. Яцкос Василеиос. Книга перемен. — Афины, 2003. — 388 с.
11. ΒΑΡΔΙΚΟΣ ΔΗΜΗΤΡΗΣ. ΕΜΕΙΣ ΟΙ ΕΛΛΗΝΕΣ. ΕΛΛΗΝΩΝ ΒΙΒΛΙΟΠΩΛΕΙΟ. ΑΘΗΝΑ, 2002. — Σελ. 509.
12. ΒΕΛΟΠΟΥΛΟΣ Κ., ΜΑΡΚΟΥ Ν. ΕΛΛΗΝΩΝ ΠΡΟΙΣΤΟΡΙΑ. ΕΚΔΟΣΕΙΣ «ΚΑΔΜΟΣ». ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ. — Σελ. 296.
13. BRIGHTON KARL. ΑΙΓΥΠΤΙΑΚΕΣ ΠΥΡΑΜΙΔΕΣ ΕΛΛΗΝΩΝ ΕΡΓΟΝ. ΕΚΔΟΣΕΙΣ «ΚΑΔΜΟΣ». ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ. — Σελ. 216.
14. ΔΑΚΟΓΛΟΥ ΙΠΠΟΚΡΑΤΗΣ. Ο ΜΥΣΤΙΚΟΣ ΚΩΔΙΚΑΣ ΤΟΥ ΠΥΘΑΓΟΡΑ. ΤΟΜ. 1-4. ΕΚΔΟΣΕΙΣ «ΝΕΑ ΘΕΣΙΣ». ΑΘΗΝΑΙ, 1987–1996.
15. ΔΙΟΔΟΡΟΥ ΣΙΚΕΛΙΩΤΟΥ. ΙΣΤΟΡΙΚΗ ΒΙΒΛΙΟΘΗΚΗ. ΜΥΘΟΙ, ΒΑΣΙΛΕΙΣ ΚΑΙ ΕΘΙΜΑ ΤΗΣ ΑΙΓΥΠΤΟΥ. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΓΕΩΡΓΙΑΔΗΣ. ΑΘΗΝΑΙ, 2002. — Σελ. 233.
16. ΔΙΟΔΟΡΟΥ ΣΙΚΕΛΙΩΤΟΥ. ΙΣΤΟΡΙΚΗ ΒΙΒΛΙΟΘΗΚΗ. ΓΙΑ ΤΗΝ ΑΙΘΙΟΠΙΑ, ΤΙΣ ΑΜΑΖΟΝΕΣ ΤΗΣ ΑΦΡΙΚΗΣ, ΓΙΑ ΤΟΥΣ ΑΤΛΑΝΤΙΟΥΣ ΚΑΙ ΤΗΝ ΚΑΤΑΓΩΓΗ ΤΩΝ ΠΡΩΤΩΝ ΘΕΩΝ. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΓΕΩΡΓΙΑΔΗΣ. ΑΘΗΝΑΙ, 2002. — Σελ. 167.
17. ΔΙΟΔΟΡΟΥ ΣΙΚΕΛΙΩΤΟΥ. ΙΣΤΟΡΙΚΗ ΒΙΒΛΙΟΘΗΚΗ. ΗΡΩΕΣ ΚΑΙ ΗΜΙΘΕΟΙ ΤΩΝ ΕΛΛΗΝΩΝ. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΓΕΩΡΓΙΑΔΗΣ. ΑΘΗΝΑΙ, 2002. — Σελ. 189.
18. ΙΩΑΝΝΙΔΗΣ ΠΑΝΤΕΛΗΣ. ΕΡΜΗΣ Ο ΤΡΙΣΜΕΓΙΣΤΟΣ. ΕΚΔΟΣΕΙΣ «ΔΙΟΝ». ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ. — Σελ. 188.
19. ΚΑΛΟΓΕΡΑΚΗΣ ΓΕΡΑΣΙΜΟΣ. ΕΛΛΗΝΕΣ ΟΙ ΓΙΟΙ ΤΩΝ ΘΕΩΝ. ΕΚΔΟΣΕΙΣ «ΔΙΟΝ». ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1998. — Σελ. 371.
20. ΚΑΛΟΓΕΡΑΚΗΣ ΓΕΡΑΣΙΜΟΣ. Η ΕΠΙΣΤΡΟΦΗ ΤΩΝ ΘΕΩΝ. ΕΚΔΟΣΕΙΣ «ΔΙΟΝ». ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 2000. — Σελ. 374.
21. ΛΙΑΚΟΠΟΥΛΟΣ Δ. ΓΗ ΠΛΑΝΙΤΗΣ ΤΩΝ ΕΛΛΗΝΩΝ. ΤΟΜ. 1–5. ΕΚΔΟ-ΣΕΙΣ «ΛΙΑΚΟΠΟΥΛΟΣ». ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 2006.

Вернуться к номеру