Международный неврологический журнал 8 (30) 2009
Вернуться к номеру
Основы Чжень-дзю терапии, Донецк, 1988. — 65 с. (главы из книги)
Авторы: Хомутовский Л.
Рубрики: Неврология
Версия для печати
Не секрет, что неврологам, получившим клиническое медицинское образование, чрезвычайно трудно запоминать назначение точек и сферу их применения. Облегчают их труд поэтические строки прекрасного врача Л. Хомутовского. Редакция «МНЖ» нашла нужным опубликовать некоторые главы.
ГЛАВА I, в которой речь пойдет об истории чжень-цзю терапии
Легенда древняя гласит:
При императоре ФУ-СИ,
Тысячелетия тому назад,
Сажал крестьянин виноград.
От боли головной страдая,
Случайно кетменем ударил
Четвертый палец на ступне.
Присел от боли он на пне.
И с радостью отметил вскоре:
Ушло измучившее горе,
Перестала голова болеть.
С тех пор — чего жалеть —
Все стали камнем ноги бить
И головную боль лечить.
ФУ-СИ был светел головою:
Удары заменил иглою.
Затем нашли другие точки —
При боли в сердце или в почках.
Из точек сложились каналы.
Об этом уж НЕЙ-ЦЗИН писала.
Спустя века и мы узнали
Об иглах золота и стали,
И что полынь уж много лет
В целебном свойстве сигарет
Является первоосновой.
Открыли мир нам этот новый
На кафедре Донецкого медина.
ГЛАВА II, в которой речь идет о необходимости литературы для учебы и некоторых восточных терминах
Чтобы умело всех лечить,
Необходимо срочно выучить
НЕЙ-ЦЗИН. А коль уж нет,
Учись, курсант, по Мачерет,
Табееву читай, Лувсана,
Из иностранных — Феликс Манна.
Когда концепция У-СИН
Мировоззреньем будет не чужим,
Когда поймешь, где «ФУ» и «ЧЖАН»,
И как идет меридиан,
Где мать и сын, где муж-жена,
Система будет не стройна.
Пойми концепцию ИНЬ-ЯН,
Где ШАО-ЧУН, где ШАО-ШАН.
Запомнишь точку «врата Бога» —
Пройдет курсантская тревога.
Отыщешь точку «бай-хуэй» —
Иди вперед и не робей!
Когда БУ-СЕ еще поймешь,
Иглу без трепета возьмешь.
А слив все знанья воедино,
Ты непременно поединок
Победой завершишь над хворью
И над любою болью.
Ну, а пока до лучших дней
Учи каналы, не робей!
ГЛАВА III, в которой речь пойдет о концепции У-СИН
ЛИ ЭР — философ из Китая,
Взаимосвязи мира изучая,
Закон открыл простой:
Все движется не по прямой,
А обращается кольцом.
Ученья этого венцом
У-СИН концепция предстала —
Древа, огня, земли, металла и воды.
Энергия, чи иль прана —
Все, изменяясь непрестанно,
Когда весна тепло дала,
Бамбука дерево родило.
Живительную выпив влагу,
Раскинув ветки и коряги,
До лета дерево росло...
Горячим духом понесло:
То лета знойного пора,
И раскаленная жара
Огнем уж крону охватила
И древо в пепел превратила.
Из пепла родился металл
И новому истоку дал
Начало живительной воды.
Вновь зацветут деревья и сады...
Значит, в учении У-СИН
Древо есть мать, огонь же — сын.
Чем больше дерева даем —
Больше огня в костре твоем.
Огонь воды боится.
Искрит, шипит и злится,
Но затухает все же.
Казалось бы, совсем негоже,
А все-таки дед ослабляет внука.
Вот эту всю науку
Учи не ради скуки.
Ведь точки все и все каналы
По элементам различали.
И пентаграмма Манна
Покажется не странной,
А кладезем познаний и советов
И труд надолго твой осветит.
ГЛАВА IV, в которой речь пойдет о концепции ИНЬ-ЯН
Основа жизни и движенья —
Полярность сил и их сложенье.
Древние лекари Китая,
Мир архаично познавая,
Концепцией ИНЬ-ЯН назвали
Этот закон и записали,
Что ЯН горяч и полон силы,
А ИНЬ — холодный, слабый, хилый,
Что борются они между собой,
Что неизвестен им покой,
Что к равновесию стремятся,
В друг друга могут изменяться.
ПИН-ЛЭЙ или болезнь приходит,
Когда гармония в разброде.
Когда один из них преобладает,
Доктор по пульсу вычисляет,
Какой синдром, меридиан,
Что превосходит — ИНЬ иль ЯН?
Герольда пальцем проверяя,
Диагноз свой он дополняет.
Таблицу Манна вспоминая,
Рецепт лечебный составляет.
А помня правило «мать-сын»,
Символику лечения У-СИН
И правило — прибавить и отнять
(«Бy-ce», — в Китае говорят),
Без робости он смело
Вводит иглу очень умело
В одну из нужных точек
Канала легких или почек.