Международный неврологический журнал 1(11) 2007
Вернуться к номеру
Пересадка головы
Рубрики: Неврология
Разделы: Новости
Версия для печати
Ряд ученых разрабатывают на животных технику трансплантации головы, что имеет определенное значение для изучения функционирования центральной нервной системы.
В течение шести часов доктор Роберт Уайт и его коллеги из Кливлендской центральной больницы «манипулировали» среди переплетений кровеносных сосудов, нервов, хрящей и мышц. Местом действия была одна из наиболее оснащенных операционных больницы, а задача заключалась в том, чтобы отрезать голову у живой обезьяны и присоединить ее к туловищу другой. Это была первая операция подобного рода на Западе, и в определенном смысле она оказалась успешной. Обезьяна с новым телом (или тело с новой головой) жила почти неделю безо всяких механических систем жизнеобеспечения, за исключением аппарата искусственного дыхания.
Кровь, поступавшая в мозг животного, подавалась сердцем его нового туловища.
Исследования доктора Уайта, проводимые на протяжении более чем полутора десятилетий, возможно, скоро дадут ответы на вопросы, касающиеся деятельности центральной нервной системы и ее заболеваний.
«В данный момент мы знаем сравнительно мало о центральной нервной системе и мозге», — объясняет доктор Уайт, получивший мировую известность благодаря своим работам в области хирургии мозга и экспериментальным исследованиям нервной системы. Он был первым, кому удалось изъять мозг животного и поддерживать его жизнедеятельность вне организма, и он первым успешно осуществил трансплантацию и хранение в замороженном виде мозга.
«В свете того, чего мы не знаем о мозге и в целом центральной нервной системе, то, что уже знаем о них, кажется малозначительным. К примеру, мы только начинаем открывать иммунологические свойства нервной ткани, и некоторые исследователи полагают, что эти свойства могут быть одним из факторов, определяющих развитие множественного склероза. Мы только начинаем постигать азы нейроэндокринологии и пытаемся добиться прогресса в лечении паралича. Но чтобы добиться всего этого, мы должны изолировать мозг и исследовать его как отдельный орган, свободный от влияния, которое оказывает на него организм. Кроме того, мы должны выяснить, как взаимодействуют друг с другом мозг и тело. Вот почему мы занимаемся подобными трансплантациями»,— говорит ученый.
При пересадке мозга необходимо перерезать бесчисленные миллионы нервов, которые невозможно соединить с соответствующими нервами в теле реципиента, и поэтому пересаженный мозг не может контролировать функционирование организма. С другой стороны, когда трансплантируется голова целиком, тогда по крайней мере некоторые важные нервы продолжают нормально функционировать.
Пока что методика операции находится в начальной стадии разработки. Позвонки соединяются друг с другом посредством «медицинской разновидности трубопроводной арматуры». Сердце нового туловища поддерживает циркуляцию крови в голове. Однако легкие при этом не функционируют и их приходится подсоединять к небольшому механическому аппарату искусственного дыхания, потому что мышцы, заставляющие легкие раздуваться, контролируются нервными импульсами, возникающими в верхней части спинного мозга и в мозговом стволе (крошечный придаток в основании мозга). При разрыве спинного мозга давление крови падает, и только большие дозы сильнодействующего препарата поддерживают его на уровне, достаточно высоком для сохранения жизни.
Очевидное решение заключается в том, чтобы оставить мозговой ствол вместе с туловищем, и доктор Уайт и его коллеги прибегли к этому в нескольких экспериментах на крысах. В этих экспериментах собственные легкие крыс продолжали функционировать и давление крови у животных оставалось почти нормальным. В ближайшие месяцы доктор Уайт намерен попробовать провести такую же операцию и на обезьяне.
«Мне представляется, что при сохранении мозгового ствола обезьяна будет жить значительно дольше, если ее будут правильно кормить и если будут тщательно контролироваться химические процессы в ее организме,— говорит доктор Такаяка.— Это будет типичный паралитик с параличом всех четырех конечностей: ее нервная система не сможет контролировать двигательные функции организма. Но мы можем рассчитывать, что мозг будет находиться в рабочем состоянии и она, несомненно, будет живой».
Доктор Уайт рассказывает, что люди часто спрашивают его о возможности трансплантации головы у человека. Что же отвечает им ученый?
«Потребуется не больше года, чтобы разработать хирургическую технику подобных операций. Летом прошлого года именно этот вопрос обсуждался на состоявшейся в Италии встрече ученых-медиков из различных стран. Да, такая операция возможна, но я не отношусь к числу ее сторонников. Это, скорее, этическая проблема, а не медицинская».