Інформація призначена тільки для фахівців сфери охорони здоров'я, осіб,
які мають вищу або середню спеціальну медичну освіту.

Підтвердіть, що Ви є фахівцем у сфері охорони здоров'я.

Международный неврологический журнал №6 (108), 2019

Вернуться к номеру

Нейроинтерфейс и наш мозг

Авторы: Евтушенко И.А.

Рубрики: Неврология

Версия для печати

На пресс–конференции в Калифорнийской академии наук в Сан–Франциско 11.04.2019 Илон Маск рассказал о проекте Neuralink, который соединит человеческий мозг и компьютер с помощью чипа Brain–Machine Interface (BМI), встраиваемого в череп. Планируется, что он станет для человека способом общения, с возможностью выхода в Интернет, получая контакт напрямую с мозгом. BМI сможет стать полезным людям с широким спектром клинических расстройств: поможет слышать глухим, видеть слепым, избавиться от паралича, эпилепсии, депрессии, болезни Паркинсона, Альцгеймера и других неврологических болезней.

Основная цель Neuralink — создать безопасную технологию нейроинтерфейса в виде беспроводного микроимпланта в мозге человека, который сможет улавливать мозговую активность и обрабатывать сигналы без риска отторжения организмом! По словам ученых из Neuralink, его вживление будет не сложнее и не больнее лазерной коррекции зрения. Новая технология приведет к созданию симбиоза человеческого мозга и искусственного интеллекта. Человечество проделало значительную работу по изучению неокортекса. С помощью магнитно–резонансной томографии ученые смогли понять, какие части моторной коры управляют различными частями нашего тела, а какие части соматосенсорной коры получают сигналы от разных частей тела. Это дало возможность в дальнейшем создавать все более эффективные медицинские и другие устройства. Например, при имплантации BМI в небольшой участок поверхности мозга парализованные пациенты смогут двигать конечностями робота. Но BМI не только работают с сигналами, исходящими из мозга, они также могут потенциально использоваться для размещения в нем информации!

История нейроинтерфейса началась в 1875 году, когда английский доктор Ричард Катон впервые зарегистрировал электрическое поле на поверхности мозга кроликов и обезьян. Первый нейроинтерфейс появился в 1950–х годах. Именно тогда профессор физиологии Йельского университета Хосе Мануэль Родригес Дельгадо изобрел так называемое устройство «стимосивер», которое можно было вживлять в мозг и которое управлялось с помощью радиосигналов. В 1963 году Дельгадо провел ставший знаменитый эксперимент: вживил стимосивер в мозг быков и управлял ими через портативный передатчик. В настоящее время ученые из различных исследовательских групп занимаются совершенствованием нейроинтерфейса. В их числе немецкий The Berlin Brain–Computer Interface, лаборатория нейроинтерфейса в Итальянском институте технологии, лаборатории BМI японского Университета Цукубы, голландский Институт исследования мозга, познания и поведения им. Франциско Дондерса и 10 других. В 2010 году группа ученых обнаружила, что при размещении электрода на ультратонком полимере из шелка имплант обвивается вокруг кривизны коры головного мозга. Это важное открытие означало, что показания с мозга могут быть получены без риска нанести ему ущерб. Протестированный на мозге приматов BМI достоверно обнаруживал нейронную активность в течение месяца, не вызывая воспаления.

Технология состоит из гибких «нитей», которые имеют ширину от 4 до 6 мкм и в десятки раз тоньше человеческого волоса. Их вживляют в кору головного мозга и с их помощью считывают активность нейронов, расшифровывая и передавая информацию на компьютер. Кроме того, с помощью «нитей» можно стимулировать участки головного мозга, тем самым создавая новые нейронные связи, утраченные, например, вследствие болезни. С помощью «нитей» создается передача большого объема информации. По словам Илона Маска, чтобы установить имплантаты, приходится просверливать четыре 8–миллиметровых отверстия в черепе. Но в будущем ученые из Neuralink надеются использовать лазерный луч, чтобы избежать этой небезопасной процедуры. Сигналы, полученные с «нитей», передаются на компьютер через закрепленное на черепе устройство, которое способно лучше считывать, фильтровать и усиливать сигналы от мозга. При этом человек со встроенными дополнительными чипами уже перестанет быть чисто биологическим существом и, возможно, станет киборгом! Сегодня уже большая часть задач выполняется на внешних устройствах: заметки в телефоне заменяют кратковременную память, а поисковик — знания, долговременную память.

«Многочисленная «кооперация» с технологиями уже сильно изменила человечество, и без них люди становятся совершенно беспомощными. Современный человек очень отличается от того существа, каким он был 20 лет назад. Это можно наблюдать, когда подросток забыл свой смартфон или не имеет к нему доступа — это как синдром отсутствия конечности. Мы слились со своим телефоном, ноутбуком, приложениями и другими гаджетами. Так что Neuralink вскоре заменит все внешние устройства, которые делают нас киборгами, и вставит их прямо в наш мозг, — заявил Илон Маск на пресс–конференции. — Цель Neuralink — научится связывать мозг и компьютер точнее и теснее, чтобы скорость обмена сигналами была как можно больше, а в идеале — моментальной, с максимальной полнотой». То есть фактически встроить Интернет и вычислительные мощности прямо в мыслительный процесс, что совершенно изменит, например, восприятие видео и музыки в отличие от того, как мы сейчас воспринимаем изображение и звук. Если контент будет передан непосредственно в сенсорную кору, теоретически человек будет воспринимать его так, как будто он присутствует на концерте.

В 2006 году Мэтью Нэйгл стал первым человеком, получившим мозговой имплантат от компании BrainGate. До вживления имплантата он был совершенно парализован в результате черепно–мозговой травмы. Чем же помог ему имплантат? Сенсор, имплантированный в головной мозг, помог пациенту читать электронную почту, играть в компьютерные игры и перемещать предметы при помощи механического протеза руки. Сейчас компания Neuralink проводит исследование, тестируя новую разработку на крысах, чтобы обеспечить стабильность платформы. Были проведены операции на 19 крысах, в которых «нити» успешно разместили в 85,5 % случаев. Первые испытания на людях компания планирует провести уже в конце 2019 года. Первыми участниками иследований должны стать пациенты с полным параличом вследствие травмы позвоночника, так как одна из целей использования нового нейроинтерфейса — это управление протезами после ампутации конечностей. Когда Neuralink станет доступен на рынке? Илон Маск считает, что будущее уже не за горами: «В ближайшие 4 года в клиники поступят разработки, которые помогут лицам с серьезными черепно–мозговыми травмами, последствиями инсульта, детям с церебральным параличом, врожденными отклонениями». Внедрение нейроинтерфейса, безусловно, вызывает опасение. С одной стороны, нейроинтерфейсы могут усовершенствовать лечение черепно–мозговых травм, паралича, эпилепсии, с другой — такие технологии могут изменить особенности человека, его психику, деятельность как индивидуума, понимание людей как физиологических существ.

Подготовил врачнейрохирург И.АЕвтушенко по материалам интернетресурсов



Вернуться к номеру